В Управлении Роспотребназора по Архангельской области рассказали, как северяне могут добиться возврата стоимости авиабилетов в условиях распространения коронавирусной инфекции. В ведомстве подчеркнули, что жители области в последнее время обращаются с жалобами на авиакомпании, которые им отказывают в этом праве.
Как пояснили в Роспотребнадзоре, перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки между пассажиром и авиакомпанией, и согласно Воздушному кодексу РФ они могут устанавливать свои правила воздушных перевозок. Однако в обстоятельствах распространения коронавирусной инфекции потребитель имеет безусловное право требовать расторгнуть договор перевозки. Основание — существенное изменение обстоятельств, из которых изначально исходили стороны при его заключении. Об этом говорится в статье 451 Гражданского кодекса РФ.
Поэтому первое, что нужно сделать, если вы хотите вернуть деньги за билет, — письменно уведомить авиакомпанию о своей вынужденной причине отказа от полета в соответствии со статьей 451 ГК РФ, приложив к претензии копии документов (например, договор о предполагаемом туре), а также написать, каким образом просите вернуть деньги (реквизиты счета, с которого производилась оплата).
— Звонок по телефону или письмо через форму обращения на сайте авиакомпании таким уведомлением не является. Уведомление должно быть передано перевозчику под входящий номер или отправлено по почте. Направлять претензию следует именно авиакомпании, которая должна осуществлять полет, заказным письмом с уведомлением и с описью вложения, а не посреднику (например, в интернете от имени перевозчика билеты продал посредник), — уточнили в Роспотребнадзоре по Архангельской области.
Если же добиться взаимопонимания с авиакомпанией в вопросе расторжения договора или его изменения из-за новых обстоятельств не удается, то нужно обращаться в суд. Договор перевозки может быть расторгнут судом, но при этом одновременно должны быть соблюдены два условия:
в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения.
По «Закону о защите прав потребителей» вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или пребывания, по месту нахождения ответчика, а также по месту заключения или исполнения договора. При этом платить госпошлины не придется: потребители освобождаются от уплаты пошлин по делам, которые связаны с нарушением их прав.
Суд при расторжении договора из-за существенно изменившихся обстоятельств по требованию любой из сторон спора определяет последствия, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, которые они понесли, исполняя этот договор.
Ранее в Ростуризме рассказывали, как вернуть деньги за несостоявшееся из-за пандемии путешествие.
Все подробности по теме коронавируса мы собираем в одну хронику: рассказываем, как защитить себя и близких, какие меры предпринимают в Роспотребнадзоре региона, а также в Министерстве здравоохранения, как ситуация отражается на туризме и соблюдают ли карантин жители региона.