В конце июня активистки общественного экологического движения «42» при поддержке нацпарка «Кенозерский» отправились из Архангельска в экспедицию по Онежскому полуострову с целью взять в Белом море пробы воды, исследовать их на содержание микропластика и привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами.
Их экспедиция длилась 10 дней, и каждый день от старта до завершения девушки записывали в дневник. Заметки о начале их путешествия мы уже опубликовали, ищите их в специальном сюжете на 29.RU. В этом материале — о том, как они собирали мусор на берегу под присмотром орлана-белохвоста, развивали шестое чувство на медведей, испытывали за час кучу эмоций и знакомились с пушлаходами.
25 июня. Переход река Шидровка — Пушлахта — губа Мокрая
Анастасия Кочнева:
— Всех разбудила Надя в шесть утра. Она уже сбегала к реке и удостоверилась: отлив открыл путь, можно переходить. Все мрачные, встали с трудом. Собрались быстро: перспектив позавтракать и даже просто попить воды здесь нет.
Река в отлив сильно обмелела, вода не доходила даже до колен. На другой стороне стояла очередная избушка, где мы и решили поесть. За завтраком обсуждали дальнейшие планы. С Пушлахты до Летней Золотицы, нашего конечного пункта, можно дойти напрямик лесом или берегом, но сделав большой крюк. Решили узнать в деревне, как лучше идти дальше.
Ирина Уткина:
— Утро выдалось солнечным и очень спокойным. Взяли пробы и провели пластиквочинг под надзором краснокнижного орлана-белохвоста, который сидел неподалеку на камне. Мусора на берегу было достаточно много, хотя, на первый взгляд, его нет совсем. Пластик прячется в водорослях, выброшенных на берег, а среди камней стекло, жесть и рыболовные снасти.
Анастасия Кочнева:
— Дальше шли по дороге вдоль берега. До Пушлахты оставалось совсем чуть-чуть. И вдруг медведь, прямо перед нами. Его опять заметила Ира, мы уже шутим, что у нее шестое чувство на медведей. Он был достаточно далеко и нас не видел. Мы свистели и кричали, но медведь никак не реагировал и прилег в кусты. Наконец что-то заподозрив, он поднял морду. Какое-то время он приглядывался, у этих животных плохое зрение, а потом побежал. Мы не сразу сообразили, в какую сторону он бежит, и побежали сами! Так делать ни в коем случае нельзя, потому что медведь очень быстрый. Но у нас это вышло само собой. Удостоверившись, что он убежал в лес, мы выдохнули и решили обойти это место по воде. Вдруг медведь просто хочет совершить хитрый маневр?
Идем дальше той же дорогой, а под нашими ногами прошмыгивают малюсенькие птенчики. Пищащие малыши только что вылупились, но уже куда-то стремительно бегут, растопырив будущие крылышки. Видимо, это птенцы крачки — эти птицы откладывают яйца прямо на земле, пятнистых скорлупок здесь очень много. Медведь, наверно, сюда ходит на английский завтрак.
Удивительно, как в походе меньше чем за час можно испытать столько эмоций: страх, восторг и умиление.
Ирина Уткина:
— Не успели мы зайти в деревню, как оказалось, что нас уже ждут. Нам встретились двое мужчин, которым накануне звонили родственники из Лямцы и рассказали про экспедицию. Сходили в магазин, докупили продуктов. Таня всю дорогу хотела свежих овощей, но здесь из такого только пара луковиц. Зато купили ей резиновые сапоги — она с самой Лямцы идет в тапочках.
Анастасия Кочнева:
— Жители Пушлахты называются себя пушлаходами. Они очень приветливые, многие хотели с нами пообщаться — узнать, куда мы идем, и что-то посоветовать. Наверно, чем труднее попасть в деревню, тем диковиннее для местных чужаки. Женщины охали и причитали, что ж мы не взяли с собой мужчину! Это, кстати, самый популярный вопрос к нам еще до отъезда. Я думаю, в поход надо брать людей, которые готовы справляться с физическими и психологическими трудностями, а не мальчиков или девочек. У нас не было цели отправиться в экспедицию женским составом, всё сложилось само собой. И мы ни разу еще не столкнулись с тем, с чем не смогли бы справиться. Тьфу-тьфу-тьфу, как говорится.
Послушали истории про медведей. Похоже, здесь нет таких людей, кто бы ни разу с ними не встречался. Одна женщина живет на самом краю деревни, так вот у нее в огород повадился ходить медведь. Он роет корешки и иногда там остается на ночь. А в Летней Золотице прошлой осенью медведь украл из пекарни два мешка муки. А ведь раньше такого не было. Теперь лесопромышленники вытесняют из леса всё живое, животные бегут к краю острова, ближе к морю, к деревням.
Пообщавшись с пушлаходами, решили идти берегом. Лесная дорога трудная — там много болот. А берег обещает быть красивым — впереди еще один заброшенный маяк, Летне-Орловский. В Пушлахте мы даже поговорили с женщиной, которая там работала до закрытия.
Около шести часов вечера, пока отлив, снова вышли в путь. Где-то за четыре часа дошли до намеченной избы без приключений. Надя с Таней пошли на поиски воды и, вернувшись, сказали, что встретили у реки медведя. Похоже, мы уже привыкаем к такому соседству.
Путешествие девушек уже подходит к концу — осталось всего два дня, а значит, еще две записи в их дневнике. Что интересного экоактивистки увидели дальше? Следите за публикациями на 29.RU — в ближайшее время мы опубликуем продолжение их путевых заметок.