Ездить на велосипеде житель Архангельска Алексей Болдырев начал 12 лет назад — в 49 лет. А мечтал об этом с детства. Теперь в регионе и за его пределами его знают как велосипедиста со стажем, — он автор тематического ютьюб-канала и создатель архангельского велоклуба «М8». Этим летом Алексей проехал одну из самых больших для себя дистанций — 10 000 километров. За 45 дней он доехал из Архангельска до Владивостока. Такое большое путешествие планировал еще семь лет назад, но две попытки закончились больничной койкой.
«Точка в предложении, которое было начато в 2013 году»
Причиной поехать по России стал коронавирус, из-за него пришлось отказаться от зарубежной гонки «Трансконтиненталь», зато появилась возможность вернуться к цели, которая появилась еще семь лет назад.
Алексей Болдырев всегда стремится завершить намеченный маршрут — выехав из точки А, ему нужно обязательно прибыть в точку Б. Не получилось? Пробует снова. Причем помешать могут непредвиденные обстоятельства. В 2013 году, к примеру, по пути из Архангельск во Владивостока, недалеко от Ярославля, его сбил пьяный таксист. А в 2016-м он хотел доехать из Владивостока до Крыма, но помешала авария в Волгоградской области.
И даже после ДТП архангелогородец снова сел на велосипед: запланированный когда-то маршрут надо пройти.
— Это просто точка в предложении, которое было начато в 2013 году. Я поехал в 2013-м, в 2016-м, а точки-то нет. Когда выхожу на трассу, я боюсь машин, конечно, но особенно не думаю об этом — в этот раз спокойно ехал.
«Я уже знаю, как это происходит, когда тебя сбивают, и мне, наверное, легче»
Велосипедист признается, что на этом прекращает эксперименты с такими длинными дистанциями — теперь планирует маршруты длиной не более 5000 километров. Хотя, если бы в этом году он сошел с дистанции — пробовал бы снова.
Ездит чаще в одиночку — меньше нервов
Наш герой напоминает, что он — не путешественник, а веломарафонец, потому привык отправляться в путь с минимумом вещей:
— У меня нет палатки, газового оборудования, чтобы приготовить еду какую-то, сплю только в спальном мешке, ем сухомятку из магазина, а за горячим заезжаю в придорожные кафе и столовые, — комментирует Алексей Болдырев.
Самое важное для него — взять навигатор и шлем (что не раз спасло ему жизнь). Покорить дистанцию, считает Алексей, можно практически на любом велосипеде, если хорошо его подготовить. Сейчас у него итальянский Colnago, который он купил после поездки в 2016 году.
Еще один его принцип — не заезжать в населенные пункты, попадающиеся на пути. Если спросить, в каких городах он побывал, ему даже сложно их вспомнить. Общение с новыми людьми, как правило, завязывается на заправках в придорожных столовых, особенно близки ему по духу дальнобойщики, люди преимущественно открытые и общительные, случалось познакомиться и с байкерами — они, как выяснилось, весьма гостеприимны.
«Ты там вроде как никому не нужен, но можешь узнать, как живут люди»
При этом проходить дистанцию он предпочитает в одиночку — меньше нервов, ни под кого не надо подстраиваться:
— Иногда хорошо ехать вдвоем: можно пообщаться, помочь друг другу, но я одиночка. Понял это, когда ехал по Европе: с еще одним человеком мы стартовали в Финляндии, но по разным причинам расстались в пути — финишировал я в Болгарии уже один. У нас была физическая подготовка на одном уровне, но было множество нюансов: у него не было, например, европейского номера телефона — я не мог дозвониться, приходилось ждать. Я в магазине долго выбираю, вижу, что человек подстраивается под меня — понимаю, что делаю что-то не то, но измениться не могу.
Подготовка к поездкам — дело круглогодичное. Зимой Алексей тренируется на станке, катается на лыжах, поднимает штангу. Это все необходимо для поддержания общей физической формы. Летом он проводит велотренировки. Сейчас Алексей Болдырев отдыхает после поездки во Владивосток, готовиться планирует к гонке «Трансконтиненталь», хотя сомневается, что провести ее удастся из-за коронавируса.
«У меня никогда не бывает насморка»
В дороге не всегда есть возможность поесть горячей пищи. В последней поездке было 160 километров без кафе и столовых: спасаться пришлось орешками.
Наш собеседник предпочитает двигаться дальше даже в самую холодную погоду или в дождь. В гостиницы он заезжает крайне редко — лишь для того, чтобы высушиться, если промок. В остальное время ночует в спальнике на остановках или недалеко от дороги.
Как в таких условиях не простыть и не свалиться с воспалением легких? Алексей говорит, пока ему сил и здоровья хватает: он убежден, что в стрессовой ситуации организм мобилизуется, а, может, само по себе движение лечит. Бывало, что на маршруте у него начинали сильно болеть колени или пяточное сухожилие. Тут, казалось, надо было отдыхать, а он продолжал крутить педали — всё проходило само.
— У меня никогда не бывает насморка, только кашель иногда. Я всегда говорю, что наш организм просто еще не изведан, — считает велосипедист. — Когда я ехал первый марафон, в 2013 году, у меня через четыре дня заболели колени так, что крутить педали не мог. Врач в больнице сказал: отдых, процедуры, мази. Но я же на марафоне: я решаю ехать, через пять дней у меня все проходит.
«Это может показаться странным, но я всегда говорю со своими болячками: они проходят»
Где лучше живут и уважают велосипедистов?
В спортивной биографии Алексея Болдырева — поездки через всю Россию, а также европейские маршруты. Мы попросили нашего героя сравнить, как в нашей стране и за рубежом относятся к велосипедистам.
Как правило, в России к велосипедистам как к полноправным участникам дорожного движения никто не относится. Это мнение подтверждает и Алексей Болдырев:
— Если сравнивать с Россией, это как черное и белое. В Европе ты едешь и понимаешь, что тебя уважают. Я делю Европу до Испании и после. До Испании к тебе относятся очень хорошо, хотя во Франции тоже уже начинается — подрезают, обгоняют. До этого нет: если человек выезжает из подворотни, а я еду метров за 100 от него, он не выедет — будет ждать. Для меня это было немного непривычно. Уж подумал: «Чего он ждет-то?». Там тебя никогда не обгонят, если ты поднимаешься в горку. В России же хуже относятся в европейской части — там ты никому не нужен. Как только попадаешь в азиатскую часть, отношение чуть лучше. Там ты сидишь у дороги, отдыхаешь, может остановиться машина, спросят, все ли нормально.
Алексей старается не заезжать в города, деревни, но на дорогах между ними часто встречается с местными людьми. Это помогает ему составить впечатление о том, где люди в России живут лучше, где хуже, кто отзывчивее к чужим проблемам. В европейской части живут лучше, по мнению нашего героя, но отзывчивости людям там не хватает. Разница есть и в отношении людей, живущих в горах и у моря:
— Пример такой: я ездил по Кавказу, зашел в столовую семейную в горах. Женщина там дала мне большой пирог просто так — для них это пустяк, а мне приятно. Спустился к морю, смотрю: мужчина везет домой огромную тачку помидоров. Говорит: «Выбирай любой». Я выбрал самый спелый, а он мне: «С тебя 50 рублей». Он уезжает, а я помидор этот бросаю ему вслед.
«В горных селах люди добрее, ближе к морю они начинают на всем деньги делать»
Наш собеседник говорит, что часто в пути встречает и совершенно особенные примеры заботы о себе. Ему могут оплатить гостиницу, накормить бесплатно, встретить в какое угодно время. После аварии в 2016 году к нему в больницу города Камышин приехали двое молодых людей: сказали, что договорились с хирургом в Волгограде, и перевезли его.
— Я не понимаю таких людей. Спрашиваю обычно: «Зачем вы мне помогаете?». Потом ставлю себя на их место: я ведь тоже бы помог. Такие встречи — до слез иногда, хотя я уже просто сентиментальный стал, — считает Алексей.
Ютьюб-канал — способ рассказать о своих ошибках
Наш собеседник вспоминает, что один раз ему помог молодой человек, который ехал на велосипеде навстречу ему: оказался подписчиком Алексея на ютьюбе. Там он ведет свой канал — у него более 2 тысяч подписчиков.
Говорит, что всегда интересовался компьютерами, техникой — когда-то работал верстальщиком в издательстве «Правда Севера». Теперь, будучи пенсионером, применяет навыки, оформляя свои видеоролики из путешествий. Это увлечение, кстати, добавляет к аскетичному списку предметов, которые Алексей берет с собой в дорогу, еще и различные экшн-камеры.
Алексей Болдырев говорит, что канал создал в просветительских целях, хочет помочь другим велосипедистам избежать ошибок:
— Я всегда тренируюсь сам: у меня есть какие-то ошибки, грабли, на которые я наступаю и стараюсь о них рассказать. Потом решил снимать, куда езжу, чтобы и самому это запомнить, и показать всем, как красиво в российской глубинке. Кто-то говорит: вот, деньги, наверное. Но деньги на велоканале на заработать: чтобы его монетизировать, нужно тысяч 500 подписчиков. Я стараюсь, может, для детей это оставить, да я и сам пересматриваю, бывает.