Сегодня в России работает около 9500 компаний, связанных с бизнесом Китая. Это на 2000 больше, чем в 2023 году. Именно тогда товарооборот между двумя странами вырос на 23% и достиг рекордной отметки в 240 миллиардов долларов. Однако в 2024 году темпы снизились и по итогам первого полугодия рост составил около 2%. Какие факторы замедляют сотрудничество и как их можно преодолеть? Эти вопросы обсудили на Восточном экономическом форуме во время сессии Сбера «Китайский бизнес в России: новые горизонты и преимущества локализации».
Сдерживающие факторы и пути их решения
По словам первого заместителя председателя правления Сбера Александра Ведяхина, есть топ-3 главных сложностей, которые тормозят выход китайских предпринимателей на российский рынок. В список входят: административные барьеры, трудности с поиском надежных партнеров для бизнеса и разность в менталитетах двух стран.
Упростить процесс выхода иностранных компаний на отечественный рынок мог бы единый оператор, который в режиме одного окна помогал бы искать ответы на возникающие вопросы. В Сбере заявили, что таким медиатором мог бы стать банк.
Уже сейчас компания подготовила специальное руководство для китайских компаний. В документе собрана детальная информация, которая помогает найти ответы на вопросы: как запустить бизнес в России, в чем особенности системы налогового обложения, как работают экономические зоны и валютное законодательство, как лучше привлекать инвестиции и многое другое.
Новые направления для партнерства
Кроме того, в Сбере предложили искать альтернативные направления сотрудничества, помимо обмена товарами, которые помогли бы вывести взаимоотношения между странами на новый уровень.
Среди них — работа над большими языковыми моделями и поиск совместных решений в области искусственного интеллекта. Не зря, по словам Александра Ведяхина, Китай считается общепризнанным мировым лидером в области развития технологий.
Еще одной общей точкой роста может стать выход китайских партнеров на российские электронные торговые площадки. Александр Ведяхин уверен, что у этого направления есть большой потенциал. Такой же, как у создания и расширения свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Такие места, как в России, так и в Китае помогли бы поддерживать инвестиционную привлекательность в приграничье.
Эффективные и проверенные инструменты
За последние годы трансграничная торговля между странами показала свою эффективность. Так, по итогам 2023 года доля китайских автомобилей на российском рынке превысила 60%. Это почти в два раз больше, чем годом ранее, когда автопром из Поднебесной составлял 37%.
В связи с этим еще одно актуальное направление сотрудничества — это локализация китайского автопрома под российских потребителей. В частности, Сбер инвестировал более 100 миллиардов рублей в подобные проекты. Однако речь идет не только о машинах, так как локализация требуется и для других товаров китайского производства.
Еще один пример удачного взаимодействия — это экспорт российской сельскохозяйственной продукции в Китай. По итогам 2023 года объем составил 9 миллиардов долларов и продолжает расти уверенными темпами.
В целом, по словам Александра Ведяхина, торговля — это хороший инструмент, но он ограничен по объему применения. Именно поэтому важно работать и над другими направлениями сотрудничества, которые могут быть полезны России и Китаю. В том числе над теми, которые предложили в Сбере.