«Русский след» — такую тему в этом году выбрали организаторы фестиваля «Баренц Спектакль» в норвежском Киркенесе. Русский след в этом приграничном городе и правда основательный, и архангельский — тоже, о нем мы расскажем в следующих публикациях. А пока — несколько любопытных высказываний мэра коммуны Сёр-Варангер, в которую входит Киркенес. Рюне Рафаельсен поделился мыслями о том, что он должен делать в случае норвежской «Нёноксы», что значит раздельный сбор мусора по-киркенески, о наплыве китайских туристов, которые обожают арктический туризм, и коронавирусе.
«В Киркенес приезжают по 6–7 автобусов с китайскими туристами»
В прошлом году тема фестиваля «Баренц Спектакль» была «Киркенес — самый северный Чайна-таун». Тогда северодвинцы из команды «Тайболы» выстроили деревянную арку в китайском стиле. В этом году тема фестиваля другая — «Русский след». Но распространение китайского коронавируса невольно вернуло «китайскую» тему — тем более, что Норвегия не закрыла границы для туристов из Азии. Да и вообще туристы из Китая в восторге от отдыха на севере и все охотнее едут в Киркенес.
— Надо понимать: мы говорим «китайские туристы», но это азиатские туристы. Я говорил с азиатским туроператором — одним из крупных, и с представителем «Снежного отеля», куда едут, — говорит мэр коммуны Рюне Рафаельсен. — Пока мы не столкнулись с каким-то сильным спадом. Мы можем с ним столкнуться в будущем, если это будет продолжаться. Вчера встречался с мэром города Харбин, который говорит: «Слушайте, у нас закончились маски во всем Китае. Может, вы сможете нам поставлять». Мы тоже не можем, потому что они скупили все наши маски. Вы, наверное, слышали, что в Рованиеми был китайский турист с коронавирусом. Но вроде все разрешилось. Было два китайских туриста, которые из Киркенеса приехали в Ивала. Они тоже были под подозрением, но у них не было коронавируса.
Рюне Рафаельсен ездил в китайский Харбин вместе с главой Мурманска и мэром столицы Лапландии Рованиеми. Визит был навеян тем, что арктический туризм все популярнее среди азиатов. И это выгодно не только Норвегии, но и её соседям — России и Финляндии. Печально, что Архангельская область в эту «связку» не вписывается.
— В следующем сезоне 2021 года есть один оператор в Южной Корее, который привезет в Мурманск 40 групп за зиму, они на несколько дней приедут в Киркенес. Ежедневно к нам в Киркенес приезжают по 6–7 больших автобусов с китайскими туристами из Финляндии на несколько дней. У нас есть возможность закольцевать туризм и всем получать выгоду от этого: Мурманск — Киркенес — Финляндия. Сейчас, когда в Никеле (поселок в Мурманской области на границе с Норвегией. — Прим.ред.) еще закроется плавильное производство, перестанут выбрасываться вредные вещества.
С хитринкой в голосе мэр Киркенеса заметил, что туризм-то, конечно, хорошо себя показал с экономической точки зрения, и регион от этого сильно выигрывает. Но при этом туристов отвозят на территории, которые местным не очень интересны. А вот лучшее норвежцы оставляют для себя. Тем не менее, туризм — это отличный способ продвигать Киркенес как бренд. И в этом фестиваль «Баренц Спектакль» очень помогает. Поэтому местная администрация финансово поддерживает его организаторов.
— Мы выделяем грант на 250 тысяч крон на «Баренц Спектакль». Я думаю, что общие затраты «Баренц Спектакля» — 5–6 миллионов крон, — объясняет Рюне Рафаельсен. — Да, мы тратим на это деньги, но муниципалитет очень много получает обратно в качестве заработка. Также это хорошо отражается на местном бизнесе. Если вы делаете хорошее мероприятие, то это хороший бизнес, потому что на это мероприятие приезжают художники, люди искусства, актеры, журналисты. Им всем надо где-то спать, им всем надо что-то есть, они все пьют в барах. На Киркенесскую конференцию приехало 300 человек. «Баренц-Спектакль» привлекает много разных мероприятий, которые связаны с ним. Например, два дня шла Киркенесская конференция, и помимо нее было много заседаний разных политических групп, советов. Я по 10 речей в день говорил.
В прошлом году в Киркенесе работали съемочные группы из Китая. А сейчас приехали телевизионщики из США, которые два года будут снимать фильм о том, что происходит в маленьком норвежском городке на границе с Россией.
Ждут россиян в случае ядерного ЧП
На туризм в Архангельской области взрыв в Белом море возле Нёноксы повлиял, мягко скажем, не очень хорошо. У мэра Киркенеса спросили, как Киркенес следил за ЧП в России.
— Мы слышали об этом, но ничего особенного не делали на местном уровне, — отвечает Рюне Рафаельсен. — Наш регион — единственный, у которого есть план на случай ядерной аварии в России. Плотно разработанный план включает в себя много всяких нюансов: от таблеток с йодом для населения до того, что нам надо быть готовым к массовой миграции из России — если ветер подует не в ту сторону, чтобы они приехали к нам. Два месяца назад у нас был тренинг, учения. Например, у нас в акватории произошла авария с ядерным судном. Я являюсь председателем чрезвычайного штаба, если что-то случится. В штабе собрались представители полиции, местной администрации, гражданские силы, «Красный Крест». И мы учились, как себя вести, по телевизору была онлайн-трансляция, что там происходит, давали последние новости.
После учений действия штаба оценивает специальная государственная комиссия.
Свои мусорные карточки
«Мусорные» перемены с недавнего времени охватили Архангельскую область. А как дела с этим у соседей? Глава коммуны уже говорил, что мусор для норвежцев — это деньги. Больше половины отходов региона Финнмарк — из Киркенеса. В год жители города платят 10 тысяч крон с домовладения — это около 70 тысяч рублей.
— Мы запустили систему сепарации мусора так, что каждый день у всех забирают какой-то определенный вид отходов. Например, в понедельник пластик, во вторник — бумага, в среду — еще что-нибудь. Каждый год в семье составляется календарь. В каждой семье есть «мусорная» карточка. Есть специальное место, куда я могу приехать со своим мусором из дома, где будет свой контейнер для разных видов отходов, и туда все выкинуть. В следующем году мы вложим миллионы крон в модернизацию этой системы, чтобы она была еще эффективнее. Пищевые отходы мы транспортируем в Швецию. Это не очень хороший с экологической точки зрения метод (так как перевозят на автомобилях с дизельным двигателем. — Прим.ред.), но это налаженная штука. Для нас сейчас мусор — это деньги. Муниципалитет Варангера является самым большим собственником мусора.
Кстати, на «Баренц Спектакле» северодвинка Александра Кузовникова показала норвежцам, как за 20 минут засолить огурцы. Северянка провела мастер-класс на презентации книги американской писательницы Дарры Голстейн.