Деятельность прокуратуры Архангельской области всегда была в центре внимания, в том числе в СМИ. Прошедший год не стал исключением – ведомство занималось вопросами обноснованности повышения тарифов на услуги ЖКХ, задержками заработной платы на предприятиях, громкими преступлениями. Горячей стала в этом году и тема предоставления жилья детям-сиротам, которая вылилась в декабре в голодовку трех сирот. Однако главной проблемой для прокуратуры остается борьба с коррупцией – в этом году таких дел было немало. Прокурора Архангельской области Владимира Бакуна, который работает в регионе пять лет, знают как человека ответственного, для которого закон превыше политических амбиций. Сегодня Владимир Михайлович подводит итоги года и делится планами на будущее.
– Владимир Михайлович, каковы итоги уходящего года для прокуратуры региона?
– Сразу скажу, год был интенсивным. Прокуратура области, как и в целом органы прокуратуры в Российской Федерации, выполняла задачи, поставленные президентом России. Одной из важнейших функций прокуратуры является правозащитная. Пристальное внимание мы уделяли соблюдению законодательства в сфере экономики, экологии, выплате заработной платы, защите прав детей и ветеранов, малого и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями работы по-прежнему остаются борьба с коррупцией, терроризмом и экстремизмом, надзор за следствием и дознанием, контролирующими органами, соблюдение пожарного и санитарного законодательства в социальных учреждениях, сфере ЖКХ и тарифного регулирования. Так, например, по протестам прокуроров отменено свыше 70 нормативных актов органов власти области и местного самоуправления, которыми незаконно повышались тарифы в сфере ЖКХ. Без сомнения, коррективы в работу прокуратуры внесли и пожары в лесах, а также события в станице Кущевская Краснодарского края и Москве. Окончательно подведем итоги своей работы на коллегии прокуратуры области, которая состоится в конце января 2011 г. Об этом мы обязательно сообщим жителям области и средствам массовой информации.
– На ваш взгляд, есть ли эффективный механизм борьбы с коррупцией?
– Коррупция – это главный враг развития государства. Противодействие коррупции – это многогранный процесс. В этом году заработал механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В государственных и муниципальных органах власти созданы комиссии по конфликту интересов. Конечно, необходима прозрачность закупок, аукционов, торгов, проводимых для государственных и муниципальных нужд. Как сообщил президент России в своем послании Федеральному Собранию, в ближайшее время будет откорректирован закон, регулирующий эту сферу деятельности.
Требует улучшения работа оперативных служб и следственных аппаратов правоохранительных органов на данном направлении.
Необходимо также снижение административных барьеров, ограничение и уменьшение распорядительно-разрешительных функций.
Но главное, – общество не должно оставаться в стороне, без его участия невозможна никакая победа над коррупцией. Никто не должен быть равнодушен к этому злу. Немало людей говорят о коррупционных проявлениях, однако редко кто конкретно сообщает о них в правоохранительные органы, а зачастую и находит оправдание таким действиям. А ведь в соответствии с законом «О противодействии коррупции», государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Конечно же, необходимо и правовое воспитание граждан.
– В последнее время прокуратура пристально занимается жилищными правами сирот. Сколько подобных дел было рассмотрено и сколько привлечено к ответственности за их нарушения? Как эту проблему можно решить?
– Вопросы соблюдения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. В текущем году в данной сфере прокурорами выявлено более 400 нарушений закона, по представлениям прокуроров 59 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в защиту прав детей предъявлено 107 исков в суды.
В ходе прокурорских проверок установлено, что органами опеки и попечительства, учреждениями, осуществляющими функции государственных опекунов, зачастую не принимается действенных мер по защите жилищных прав сирот. Они даже не всегда ставятся на внеочередной учет. Только после вмешательства прокуроров права детей, которые не имеют жилья, и не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстанавливаются.
По-прежнему не искоренены нарушения, связанные с необеспечением сохранности закрепленного за сиротами жилья. Органы местного самоуправления не производят его ремонт, не принимают меры по выселению нерадивых родителей, лишенных родительских прав приводящих жилье в непригодное для проживания состояние. В результате по вине органов местного самоуправления за время пребывания детей в интернатных учреждениях жильё ветшает и разрушается. Судебную защиту сирот в подобных случаях вынуждены обеспечивать органы прокуратуры.
Стоит отметить, что причинами длительного необеспечения жилыми помещениями граждан данной категории является не только недостаточность и несвоевременное перечисление средств из областного бюджета для приобретения жилья, но и волокита, допускаемая органами местного самоуправления при освоении денежных средств. Так, в Няндомском районе из поступивших 2 млн рублей в июне 2010 года на конец ноября не были реализованы 1,2 млн рублей. Необходимые процедуры проведены после вмешательства прокуратуры. Бюджетом области на 2011 год предусмотрено выделение более 85 млн рублей на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но этих средств явно недостаточно.
– Насколько эффективно разделение органов прокуратуры и следствия? Как вы будете в дальнейшем взаимодействовать с самостоятельным следственным комитетом?
– Саму эффективность разделения покажет время. Вместе с тем я солидарен с позицией генерального прокурора страны, который отметил, что в настоящее время результаты деятельности следственного комитета не соразмерны увеличивающейся штатной численности следователей. Среди существующих проблем у следственного комитета, помимо низкой нагрузки, отмечено значительное сокращение направленных уголовных дел в суд, при значительном увеличении числа выявленных нарушений закона, допущенных в ходе следствия, а также удельного веса дел, расследованных свыше срока, установленного законом.
Возросло количество прекращенных уголовных дел, реабилитированных лиц на досудебной стадии и в результате вынесения судом оправдательных приговоров. Я полагаю, что функционирование следственного комитета вне системы прокуратуры РФ создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Прокуратура со следственным комитетом взаимодействует очень тесно, как впрочем, и с другими правоохранительными органами. Не стоит забывать, что большая часть сотрудников следственного комитета – это бывшие прокурорские работники. Я искренне желаю им скорейшего становления и успехов в работе.
– В регионе продолжает оставаться напряженной ситуация с задержкой по выплате заработной платы. Какие шаги предпринимает прокуратура?
– С начала 2010 года задолженность по заработной плате увеличилась и по данным Росстата на 1 мая составляла свыше 85 млн рублей на 16 предприятиях. Наличие задолженности по заработной плате на предприятиях области объясняется сложной финансово-экономической ситуацией, наличием дебиторской задолженности, возникшей из-за отсутствия денежных средств у контрагентов для оплаты поставленной продукции и полученных услуг и так далее. Надзор за соблюдением прав граждан на своевременную и справедливую оплату труда является также одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Прокуроры осуществляют еженедельный мониторинг за развитием ситуации в сфере оплаты труда, принимают превентивные меры, приглашают руководителей и собственников предприятий в прокуратуру, выясняют сложившуюся ситуацию и при необходимости объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона. Это способствует тому, что зарплату выплачивают как правило вовремя.
Если в результате проверок выявляются нарушения, то прокуроры принимают меры реагирования, вносят представления об устранении нарушений закона, возбуждают административные производства, заявляют в интересах работников иски в суд, инициируют вопрос о возбуждении уголовного дела. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 274 лица, к административной – 226, из них 13 руководителей дисквалифицировано, в суды заявлено около 3000 исков в интересах работников.
Так, по постановлению прокурора мировой судья Шенкурского района за систематическую невыплату заработной платы дисквалифицировал на один год директора МУП «Жилкомслужба» В. Г. Золотарева. В ходе прокурорской проверки было установлено, что работникам данного предприятия более двух месяцев не выплачивалась заработная плата. Привлечение к административной ответственности Золотарева в виде штрафа не дало результатов, поэтому прокурор обратился в суд с заявлением о дисквалификации такого руководителя.
По аналогичным основаниям в регионе дисквалифицировано еще 12 руководителей предприятий. Это СПК «Быково» Костяева Н.Н. (Вилегодский район), ООО «Заря» Вадурин С.В. (Вельский район), ООО «СеверЛес» Самошкин И.Д. (Няндомский район), ОАО «Октябрьский ДСК» Воробьев Р.В. (Устьянский район), ОАО «Каргопольская МПМК» Лайпольд Е.Е. (Каргопольский район), ООО «Профистрой» Марчук А.П. (г.Архангельск), ОАО «Автоколонна № 1700» Дерябин А.А., ОАО «Севпромвентиляция» Тимошенко В.А. (г. Северодвинск), ЗАО «САМ» Крупицкий В.И., МУП «Плесецавтотранс», МУП «Плесецк-Авто» Миляев С.А. (Плесецкий район), МУП «Козьминское ЖКХ» Суэтин В.И. (Ленский район), ООО «Камилла» Ширеева С.М. (ЗАТО г. Мирный).
К слову сказать, после прокурорских мер реагирования полностью погашена задолженность по заработной плате в ФГУП «Котласский электромеханический завод», ОАО «Луковецкий ЛПХ», ЗАО «САМ», ЗАО «Плесецкий ЛПК», ООО «Лессервис», МУП «Плесецк-Авто», МУП «Плесецкавтотранс», причем задолженность здесь сохранялась в течение нескольких месяцев.
В целом за год в регионе в результате вмешательства прокуратуры погашена задолженность по заработной плате в размере 82,5 млн. рублей.
Длительное время имеется задолженность по заработной плате на ООО «Лимендский судоремонтный судостроительный завод» (г. Котлас), ООО «Севдормаш» (г.Северодвинск), ООО «Торн», ООО «Северодвинская птицефабрика» (Приморский район), ЗАО «Архангельский завод технических спиртов, ОАО «Архангельсксетьремонт» (г. Архангельск), ОАО «ЛКХ Коноша Лес».
По состоянию на 11 декабря 2010 года по данным Росстата задолженность по заработной плате в области составила 47,3 млн рублей на девяти предприятиях, из них 41,6 млн руб. на поднадзорных прокуратуре области восьми предприятиях. Практически вся задолженность приходится на предприятия – банкроты, по каждому из которых принят комплекс мер прокурорского реагирования и долги, хоть и медленно, но стали снижаться. Задолженность в размере 25 млн руб. имеется также на предприятиях малого и среднего бизнеса. Здесь необходимо пояснить, что в соответствии с законодательством эти предприятия не обязаны представлять сведения о задолженности по заработной плате в органы статистики. С их руководителями мы также проводим соответствующую работу, и принимаем меры воздействия. В течение года список предприятий-должников регулярно меняется.
– Что является причиной убийств на бытовой почве? Скорее всего пьянство?
– Любое убийство, как и любое преступление, как правило, это продукт социально-экономического положения страны и региона. Основными причинами убийств являются безработица, безысходность, падение нравов, пьянство, корыстные мотивы. Однако вы правы, что большинство убийств совершается в ходе ссор при распитии спиртных напитков. И это тоже проблема для нашей области, которой нужно заниматься, и в первую очередь областной власти.
– Существуют ли в Архангельской прокуратуре свои традиции?
– В прокуратуре, как и везде, есть свои традиции. Прежде всего это то, что люди, которые работают у нас верны закону и преданно служат ему. Большое внимание мы уделяем нашим ветеранам, которые передают сотрудникам прокуратуры свои опыт и знания. В прокуратуре развит и действует институт наставничества.
– Владимир Михайлович, вы – очень занятой человек, если находится свободное время, как его проводите? Чем увлекаетесь?
– Конечно, я, как и многие руководители, посвящаю много времени служебной деятельности. Работаю в том числе и дома, поэтому времени на отдых почти нет. В свободные минуты люблю читать. Особенно мне интересны книги об истории и о русском севере.
– Скоро ваш профессиональный праздник, чтобы вы хотели пожелать своим коллегам?
– Я хотел бы поздравить наших ветеранов и всех работников органов прокуратуры с профессиональным праздником, пожелать им и их семьям крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в их нелегкой деятельности во имя закона и на благо жителей Архангельской области.