Страна и мир Гордимся, Север! мнение «Чтобы ребенок уснул, ему поют, как он умрет»: что еще впечатлило режиссера фильма о поморской песне

«Чтобы ребенок уснул, ему поют, как он умрет»: что еще впечатлило режиссера фильма о поморской песне

Съемки идут прямо сейчас

Гость Поморья — режиссер Ольга Лаптева

Архангельская область часто притягивает людей искусства, в последнее время режиссеров — особенно. Весной к нам приезжала режиссер Наталья Бондарчук, в августе снимут сцены для проекта Федора Бондарчука и Дмитрия Табарчука. А прямо сейчас в Архангельске находится московский режиссер Ольга Лаптева, которая снимает документальный фильм «Феномен поморской песни». Он станет путешествием по разным населенным пунктам области, где процветает фольклор. О съемках и основной идее проекта — в этой колонке режиссера.

Ольга Лаптева — московский режиссер, ради съемок фильма о феномене поморской песни уже третий раз приехала в Архангельскую область и планирует вернуться еще и осенью. В своей киноленте она планирует показать разные фольклорные коллективы региона в формате были.

Своим фильмом мы не пытаемся дать вторую жизнь этой культуре или, наоборот, законсервировать ее. Есть момент, который позволяет прикоснуться к существующему явлению и просто со стороны чуточку приоткрыть возможность проникнуть в эту историю и показать ее с разных сторон.

Здесь вообще очень непростое пространство само по себе.

«Здесь настолько сильна природная энергия, что, кроме человека, вне зависимости от него, происходит много всяких явлений»

Поморская песня — одно из явлений. Ее энергия — это мощь, ее звучание — это сила, ее характер — это нечто, чем управлять невозможно. И здесь даже не мистика, а попытка соединиться со стихией, попытка взаимодействовать с ней. Не диалога, но очень тактичного, очень деликатного взаимопроникновения.

Песни построены на правде жизни. А она включает в себя еще и эмоции, из эмоций рождаются сказки, были, сказания, говори. Поморская песня — это пересказ того, что уже произошло, как опыт, но с привнесением эмоций и своего собственного ощущения событий. Может быть такое, что песня равно сказка, песня равно жизнь, песня равно история, событие, желание, предположение.

Именно поморская песня стала главным объектом изучения и вдохновения режиссера. К счастью, традиции хранятся и есть люди, готовые пообщаться и даже спеть

Некоторые сюжеты сложно принять спокойно. Например, мне пели колыбельную поморскую песню для младенца, мальчика.

«Чтобы ребенок уснул, ему поют, как он умрет и для него сколотят удобный гробик. Положат, укрыв соболями, чтобы было тепло. Спи, засыпай, малютка»

Несут его и провожают всей деревней. В петрозаводской консерватории по классике поморской песни нам попался очень хороший эксперт, доподлинно изучающий поморскую песню и говорю.

Сейчас и даже здесь песни эти детям уже не поют...

Уникальные пейзажи и старинная культура вызывают неподдельный интерес — об этом режиссерам хочется рассказывать на федеральном уровне

Рекрутские песни меня трогают до глубины души. Иногда я начинаю плакать. Наверное, это очень тонкие вибрации поморской песни. Настолько, что слушаешь не просто ушами, а и органикой души. Женщины старшего поколения рассказывали, как матери провожали отцов на войну и всю дорогу — от Лешуконья до Мезени — шли пешком и пели, пели рекрутские песни. До сих пор это трогает до слёз. Поморские женщины это помнят.

«По мысли, по разговору, по ощущению пространства — всё здесь сказочное»

Например: «Иду я домой, а комары-то налетели, и все в гости просятся. Ну, двух-то я пустила, а перед другими-то дверь закрыла, нет у меня столько чая для вас». Я это встречаю как существующий факт. Это менталитет, восприятие.

Само сказание, сама говоря поморская — отображение жизни в высокохудожественном исполнении. Это обратная связь, переработанная через эмоцию, в исполнении сказки, сказания, образа пространства и впечатления.

А образы в песнях самые разные, почти все связаны с природой. Бело — морюшко, окиян — батюшка — Бог, к нему припадают сердцем, с ним разговаривают, его просят, с ним взаимодействуют.

Сюжетов очень много, и они разные.

«Я слышала очень протяжные, долгие песни и быстрые, с перебивками. В основном они грустные, про тяжелое»

Если поют веселые, меняется ритмика, плечики, ноги, руки включаются, улыбка, возникает энергия веселья. Вот недавно мы сидели в Лешуконье, нам пели про браженьку. Я даже подпевала в альтовой партии, и мне дали это сделать.

Хоры, ансамбли собраны очень органично и правильно по голосам. Они существуют монолитно, как единое целое, как семья.

Песня объединяет и даже роднит

Песня начинается в любой момент, в любом месте, потому что она существует в сердце.

Ее не надо как-то особенно репетировать или вспоминать.

Пока женщины повязывают головные уборы, принаряжаются, они поют — это и есть репетиция. Они могут приходить — и уже петь, уходить — и еще петь.

Люди делают это с удовольствием, песня звучит сама, ее не вытягивают и не настраивают, это природа. Природа существования человека и пространства Севера.

Вы слышали когда-нибудь поморскую песню?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления