Сегодня, в Международный день кукольника, мы заглянули в творческую мастерскую Анастасии Пискуновой и Елены Пантиной «Антресоль» – здесь из разных материалов появляются на свет удивительные персонажи – милые мишки, забавные коты, нарядные барышни, русские красавицы, а еще принцы, ангелы, феи и другие шедевры ручной работы. Мастерицы рассказали нам, как творчество стало их основной профессией, что их вдохновляет, и в каких случаях кукла детям не игрушка.
Переопыление авторских стилей
Елена и Анастасия занимаются авторской куклой более десяти лет. Анастасия с детства любила рукодельничать, первые куклы сделала из текстиля, потом стала использовать затвердевающий пластик. И понеслось. Ни у кого не училась, работы получались самобытные – так «вылепился» стиль, а потом и новая профессия. Елена Пантина пришла в кукольное дело из сферы рекламы, и первую куклу сделала из папье-маше с использованием паперклея.
– Чем больше занимаешься искусством, тем больше требований к себе, – отмечает Анастасия. – Постоянно развиваешься: народные выставки, знакомство с другими мастерами, разные техники, новые материалы. Только в обмене опытом можно как-то вырасти. Первый наш проект назывался «На тему белого», в нем были представлены наши с Еленой работы, а также Оксаны Скорняковой и Ирины Черепановой. Белые куклы в белом пространстве Гостиных дворов – это было очень красиво.
– Вы знаете, кукольников сложно объединить, – отмечает Елена Пантина. – Творческие люди редко создают что-то вместе. Художники в основном – это одиночки. И то, что мы с Анастасией работаем столько лет – это просто чудо. Сегодня можно заметить какое-то слияние наших стилей – мы в шутку говорим, что с Настей уже «переопылились», объединяем навыки, чтобы сделать вместе что-то особенное.
Куклы с северной душой
Еще один проект, над которым кукольницы трудились уже вдвоем, назывался «Нарисуй мне барашка» – выставка, посвященная знаменитому произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это были десять персонажей, – перед тем, как их сделать, Анастасия и Елена не раз обращались к тексту и даже записи сказки.
– Все куклы, которые тут делаются – интерьерные, не для игры. Также мы давно идем к производству авторских сувениров с поморской историей, и активно продвигаем сейчас проект «Архангельска котейка», – комментирует Елена. – Знаете ли вы, что русская голубая порода кошек – из Архангельска? Мы развиваем эту тему как бренд Поморья. И делаем много сувениров – забавных котиков. Также судьба послала нам талантливых людей, которые обладают знаниями по северным росписям, а самое главное – они сами их освоили, готовы передать навык другим.
Так в мастерской стали проходить еще и мастер-классы по северным росписям. Елена и Анастасия решили совместить такое аутентичное творчество с производством авторской куклы, так появился проект «Северная птица». Кукольницы объединяют текстиль с твердым пластиком – сделали это своей визитной карточкой.
Бывает, взрослые не решаются: «Думаете, у меня получится сделать куклу? Я даже рисовать не умею!» Дети таких вопросов не задают – сразу пробуют. Елена и Анастасия считают, что научиться делать кукол может каждый, во всяком случае, на их занятиях ученики справляются, и более того – даже не верят, что сами сделали в итоге такую красоту. Причем, сюда идут люди разного статуса и достатка, с разным темпераментом. Порой деловые строгие леди за шитьем или лепкой открывают в себе заново юных веселых девчонок.
История поморского наряда
Дуэт кукольниц регулярно участвует в региональных и международных выставках и ярмарках, одну из крупнейших ярмарок в Архангельске провели сами – под названием «Атмосфера рукоделия», а также проводили «Галерею мастеров» в Гостиных дворах.
– Кукольник вдохновляется из жизни, иногда едешь в автобусе, всматриваешься в лицо случайного человека и думаешь: «Какие красивые большие глаза!». Или: «Какой необычный профиль!». А потом приходишь в мастерскую и воплощаешь детали в деле, - комментирует Елена. - Кукла без истории не рождается, всегда есть какой-то сюжет. Имя. Сейчас мы изучаем специфику народного костюма, и в этой кукле, например, использовали верховую набойку. Это краска на ткань, которая наносится с помощью штампов. Теперь мы знаем, сколько северянка носила юбок, какая обувь была у наших предков на поморском Севере, какие головные уборы. В Архангельской губернии все жили богато. У нас, к примеру, никогда не носили лаптей – крестьян здесь не было, не было крепостного права. Все были свободны и делали, что хотели. Женка занимала главенствующую роль. И такая северянка может быть сувениром, это уже не просто лакированная матрешка, это попытка воспроизвести историю.
Елена Ионайтис
Фото: Фото Кристины Полевой, Олега Заводских, Ирины Дейнеко