Животные «У нее 90 градусов был перелом спины»: как архангельская дворняжка Туся стала ракетой на колесах

«У нее 90 градусов был перелом спины»: как архангельская дворняжка Туся стала ракетой на колесах

От смерти её спасли волонтеры. Теперь она передвигается на инвалидной коляске

Туся гордая, интеллигентная и артистичная. Так о ней отзывается её хозяйка Мария Захарова

Маленькая ракета на колесах — это трехлетняя беспородная собака Туся. Не заметить ее на улице просто нельзя — парализованные задние лапы ей теперь заменяет инвалидная колясочка. Которая, кстати, нисколько не мешает бегать и радоваться жизни. В 2016 году после февральских праздников волонтеры нашли собаку с переломанным позвоночником в частном доме на острове Бревенник в Архангельске. К счастью, Туся нашла дом. Её хозяйка Мария Захарова рассказала 29.RU о том, как решилась взять в дом собаку-спинальника и почему это принесло большую радость.

Видео: Кристина Полевая

Гордость и предубеждения, или Как спасали Тусю


Туся гордо шагает по аллее. И позирует на камеру тоже с гордостью — это качество у нее в крови, замечает ее хозяйка Мария Захарова. На лето Тусю подстригли — не всякая породистая собака похвастается визитами к грумеру. Но больше привлекает внимание прохожих ее колясочка. По словам Марии, люди по-разному реагируют на собаку-инвалида:

— Самую обидно реакцию помню очень хорошо. И это даже не слова. Навстречу мне шла мама с сыном. Сыну лет 15. И она, поняв, что скоро её сын поравняется на дороге со странной больной собакой, почти в последний момент резким движением как бы переставила его на другую сторону. Знаете, как детей за другую руку берут, чтобы ребёнок оказался с другой стороны. Как будто мы прокаженные. Это было очень странно.

Соседи семьи уже привыкли, что по утрам веселая парочка — Туся и ее старшая подруга Чупа — идут гулять. На встречу с нами Тусю привели одну. Она будто застеснялась без приятельницы, все время вопросительно посматривала на свою «маму».

— Они вместе бегают, повторяют друг за другом. У них такая веселая компания, — говорит Мария. — Первая моя собака Чупа 12 лет назад подобрана из сугроба. Она немного похожа на Тусю. Такого же размера, черненькая, типа болонки. Поначалу она совсем Тусю не принимала. А потом слюбилось, стерпелось.

Четырехмесячную Тусю в ужасном состоянии нашли в частном доме на Бревеннике в феврале 2016 года. Её считали «мальчиком» и звали Тузиком. Тогдашние хозяева приглядели в катунинском приюте другую собаку-охранника. Волонтеры её привезли на Бревенник — и были шокированы своей находкой.

На встречу с нами Тусю привели одну, без ее подружки Чупы. И она немного растерялась

— Волонтеры обычно сами привозят животных, проверяют условия содержания. Уходя, они случайно увидели, что в углу комнаты что-то черненькое лежит, шевелится. Начали спрашивать, что это такое. Им отвечают: «Вот, не стоит, не ходит». А у нее 90 градусов был перелом спины. Волонтеры спрашивают, почему никакую помощь не оказали. Им в ответ: «Да везти в клинику далеко и дорого. Усыплять тоже дорого, вот ждем, что сама очухается». Сначала не хотели отдавать. Потом в пакетике вынесли.

Что стало причиной перелома позвоночника, остается догадываться. Владельцы Туси сначала объяснили тяжелую травму тем, что щенок попал под колеса машины. Потом озвучили другую версию: покусали собаки.

— В Архангельске сделали МРТ, приняли решение везти в Вологду к врачу, который специализируется на таких травмах. Хирург, который делал операцию в Вологде, сказал, что нет никаких внешних и внутренних повреждений, которые бы свидетельствовали об автотравме или укусах собак. То есть был просто перелом позвоночного столба. Дальше мы начали домысливать. То ли дверью ее прижало сильно, то ли ударил кто-то. Точно сейчас никто не скажет. Это произошло 23 февраля — тоже о чем-то говорит. Я не могу их судить, этих людей. Но у меня очень много было злости, гнева на них.

На операцию деньги жертвовали простые горожане. После поездки в Вологду Туся лежала в стационаре одной из архангельских ветклиник. Волонтеры выкладывали фотоотчеты в социальные сети, искали передержку. Так Мария Захарова узнала о больном щенке. На тот момент она и подумать не могла, что заберет животное насовсем.

— Увидела глаза ее и поняла, что надо ехать. Это было 10–11 вечера. Я вызвала такси и поехала к ней, — вспоминает девушка.

Ту собаку из приюта, которую привезли на Бревенник в качестве охранника, волонтеры потом забрали. Людям, которые фактически оставили Тусю умирать и, видимо, нашли ей замену, сказали, что они не прошли испытательный срок.

Туся получила перелом 23 февраля 2016 года. Эту дату назвали ее прежние хозяева

«Надо меньше себя жалеть»


Чуда никто не ждал. Если бы операцию сделали в течение трех дней после перелома, чувствительность спинного мозга могла бы вернуться. Но этот период растянулся на 10 дней, и половина тела так и осталась парализованной.

— Позвоночный столб соединили пластиной, а иннервацию в таких случаях уже не восстановить, — уточняет Мария. — На самом деле, реабилитация собак-спинальников — длительный процесс, она нацелена на поддержание качества жизни. Это массаж, хотя бы раз в день, упражнения. Даже о реабилитации как таковой говорить нельзя, потому что животное не восстанавливается.

Самым тяжелым временем для Туси и принявшей ее семьи стали первые две недели после операции. По ночам она могла вскочить и попытаться убежать. Это беспокойство передавалось остальным. Мария училась ухаживать за животным-инвалидом.

Мария и две её собаки — 12-летняя Чупа и 3-летняя Туся

— Мне поначалу было очень сложно. Надо было наладить режим туалета, я даже боялась уколы делать. Потом меня научили волонтёры — они приезжали первое время и сами их делали. Нужна готовность отжимать мочу три-пять раз в день. У меня же сыграла жалость, эмоции. Когда я ее себе взяла, я поняла — да, надо все хорошо взвешивать. Но опять же — как ты это взвесишь, если ты не прошел через это? Надо просто себя поменьше жалеть и не лениться, — рассуждает девушка. — Постепенно Туся стала приходить в себя, привыкать к нам, к дому. Она же боли не чувствует. И собаки не страдают оттого, что у них физический изъян. Она очень быстро восстановила бодрый дух и веселый нрав. Можно сказать, она его и не теряла. И где-то недели через две-три она уже стала бегать и прыгать по дому. Естественно, на попе передвигаясь. Потом потихоньку окрепла. И больше уверенности у нее появилось.

Зимой Тусю не стригут — нужно беречь почки и мочевой пузырь от переохлаждения. Постоянно нужны подгузники и лечебный корм — с их покупкой помогают неравнодушные люди. За здоровьем собаки наблюдает ветеринар, раз в месяц нужно сдавать анализы. В еду собаке при необходимости добавляют антициститные сборы трав.

В семье Марии Захаровой Тусю полюбили и решили оставить насовсем 

— Она тоже уже столько пережила, что у нее долготерпение воспиталось вместе со мной. Многие проблемы теперь кажутся не столь существенными. Характер крепче стал. Каждому из нас свой урок посылает вселенная — кому какой нужен. Вот мне такой, — считает Мария.

По дому Туся и сейчас передвигается как бы сидя на задних лапах. А вот для выхода в свет ей заказали коляску. Нашли в интернете мастеров из Киева, которые занимаются изготовлением «колес» для собак-спинальников. По словам Марии, у этих людей тоже есть питомец-инвалид, коляску для него нигде не могли купить, потому стали делать сами. Поначалу Тусю такое приспособление насторожило.

— Первый раз мы поставили её на коляску в квартире. Ей не понравилось, она стонала, упиралась лапками, — замечает Мария. — Не хотела идти. Начали выходить на улицу — она тоже там поначалу стояла, еле шла. Но через две недели она побежала. Сейчас она такие виражи закладывает. У нее там есть бампер сзади — он ее спасает от падения. Она может на него встать и облокотиться, и повиснет на этой коляске.

Мария теперь помогает волонтерам в пристройстве собак из пунктов отлова

Шло время, а очередь из потенциальных хозяев Туси не выстраивалась. Постепенно Мария поняла, что нет смысла отдавать ее посторонним людям. И собаке, и ее новым владельцам придется заново проходить всё то, что уже пройдено вместе с Марией. В её доме маленькую, но гордую Тусю полюбили всем сердцем и решили её оставить:

— Она очень любознательная. Если бы был тест IQ для собак, у нее был бы самый высокий. Потому что она все понимает. Понимает слова. Очень любит общение с людьми, даже с незнакомыми, и с другими животными. Это постоянная радость. Она у нас такая, как левретка, интеллигентная. Но с характером, конечно, — как и все бородачи. Очень любит выпечку, которую ей нельзя. Но ради кусочков печенья готова на всё. Она очень театральная. Не будет молчать, если ей что-то надо, она заявляет. У нее очень разнообразные интонации. Мы, конечно, ее избаловали. Команд она не знает, просто понимает слова, но прекрасно слушается на улице.

Пока спасали Тусю, Мария сблизилась с волонтерами и стала помогать им. Сейчас она вместе с другими добровольцами распространяет фотографии и информацию о собаках, которые попали в пункты отлова. По закону, их теперь нельзя усыплять, и животных стараются пристроить в новые семьи или найти старых хозяев. Или хотя бы отдать на временную передержку — все лучше, чем сидеть в тесных клетках пункта отлова.

Элла Микушева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления