Осенью архангелогородка Анастасия Сыскова копала картошку у себя на огороде и вдруг заметила шевелящийся «клубень» под ногами. Оказалось, это раненая травяная лягушка — девушка случайно травмировала ее лопатой. Анастасия решила выходить животное: отнесла к себе домой, начала лечить и даже дала имя — Пип. 29.RU она рассказала, как ухаживает за неожиданно появившимся питомцем, ладит ли лягушонок с другими животными, которых в ее доме много, и какая судьба ждет его дальше.
«Добить все равно бы не смогла»
Когда Анастасия поняла, что лопата угодила в живое существо, немного растерялась: на месте носа у лягушки была страшная рана. Девушка почти сразу решила, что будет выхаживать животное, которому невольно навредила.
— У меня было два пути: сразу добить или начать лечение. В интернете рекомендовали просто положить животное в морозилку, — говорит собеседница 29.RU. — Я немного разбираюсь и знаю, что морозилка — совсем не гуманный способ умерщвления. Судороги, как минимум. Это просто для очищения совести: закрыл дверцу и не видишь, что там происходит. Но добить лягушку я все равно бы не смогла, поэтому поинтересовалась в группе любителей амфибий о способах лечения.
Среди подписчиков группы нашлись люди, которые откликнулись на просьбы помочь. Всего помощников оказалось трое. Список необходимых лекарств дал Сергей, который занимается аквариумистикой, лечением рыб. Волонтер из Гатчины Даниил — спасатель местных лягушек и жаб — подробно рассказывал, как кормить и содержать Пипа, всё время был на связи. А еще Анастасию поддержала архангелогородка, руководитель центра «Мата-Мата» Елена Фокина — она делилась всей необходимой информацией о лягушках.
«Волновал возможный сепсис»: как лечили Пипа
Вооружившись советами и нужными лекарствами, Анастасия начала борьбу за жизнь нового питомца.
— Лягушки могут дышать не только носом, но и ртом, и даже кожей, поэтому о дыхании мы не беспокоились. Больше волновал возможный сепсис — повреждение очень большое, хотя регенерация тканей у лягушек и достаточно быстрая, — рассказывает девушка.
Ничего сверхъестественного из лекарств, отмечает Анастасия, она не использовала: смазывала рану мазями, которые есть в каждой домашней аптечке. Через неделю начала кормить Пипа «пихом», то есть прямо в желудок проталкивала пищу, так как из-за раны глотать сам он не смог бы.
Сейчас Пип, насколько это возможно, пришел в норму: рана выглядит лучше, он вновь может самостоятельно глотать еду. Правда, захватывать пищу ему сложно, поэтому лягушку кормят дождевыми червями и слизнями — они помягче. Но как только Пип совсем восстановится, сможет кушать и сверчков.
— Сейчас я смотрю на лягушку и удивляюсь, насколько сильными бывают животные, выносливыми, и насколько сильно они хотят жить, — говорит Анастасия.
«Если охотиться не научится, то будет жить у меня»
В природе травяные лягушки уже спят, поэтому Анастасия откармливает Пипа и активно готовит его к спячке.
— Местные виды обязательно должны зимовать, иначе круглогодичное бодрствование пагубно отразится на их иммунитете. В природе они инстинктивно чувствуют время спячки и заранее подыскивают место. Обычно это на дне водоемов, в иле или в глубоком и влажном мшистом месте, — рассказала Анастасия.
А вот в неволе о спячке амфибии должен позаботиться хозяин. Процедура проста: в небольшой контейнер кладется мох и в него помещается питомец. Затем контейнер ставят в холодильник, где постепенно понижают температуру. Животное впадает в анабиоз.
— Хотя бы пару-тройку месяцев лягухи должны отдохнуть. В холодильнике температура примерно +4... +6, это нормально для спячки. Весной нужно будет плавно повысить температуру, и животное проснется. Потом у лягушек сразу начинается брачный период, а к маю они уже мечут икру.
К весне выведу Пипа из спячки, и, если сам начнет охотиться, выпущу на волю.
Всё-таки диким животным всегда лучше в своей среде, чем в неволе. Но если охотиться не научится, то останется жить у меня. А живут они до 18 лет, — рассуждает наша собеседница.
Кроме Пипа — собаки, кот, черепаха и попугай: как они уживаются
Кстати, для Анастасии не в новинку ухаживать за питомцами и создавать для них все условия. Девушка с детства любит животных — они были для нее компанией в пинежской деревне, куда ее отправляли погостить каждый год.
— Я просто ценю любую жизнь. Наверное, меня такой воспитали. Лягушка ведь тоже живая и тоже чувствует боль и страх. В детстве меня отправляли в глухую деревню в Пинежье — каждый год на 4 месяца. Там не было детей совсем. И людей среднего возраста не было. Одни очень древние старики. Так что вокруг меня большей частью были только животные и насекомые. Вот и люблю их поэтому.
Раньше Анастасия работала кинологом, была судьей кинологического спорта и тренером по дог-фрисби. Сейчас она живет в загородном доме: вместе с ней там обитают две больших собаки породы бордер-колли, один чихуахуа, кот сфинкс, черепаха и попугай. Появлению еще одного питомца никто и не удивился: все отнеслись к этому спокойно. Интерес, говорит Анастасия, проявила только одна собака:
— Она у меня мегаумная. Сверхинтеллект. Не очень удобно даже жить с такой рядом. Она всегда всех контролирует, поэтому очень заинтересовалась Пипом. Тыкала носом контейнер, мол, «Кто такой? Что делает в доме?»
Но в итоге приняла его за своего!
А вы бы спасли травмированного лягушонка?