С момента своего появления «автогражданка» должна была стать спасением для тех, кому «повезло» попасть в аварию. Во всем мире страховые компании покрывают убытки автовладельцев, и введение ОСАГО стало не только семимильным шагом в сторону «цивилизованной» жизни, но и хорошим способом нагреть руки на чужих проблемах. Страховщики быстро отреагировали на мошеннические схемы, и правила ужесточились. Впрочем, и до этого нельзя было получить компенсацию, просто заявив: «Разбил машину, дайте денег». «Автогражданка» становилась все неудобнее, все чаще пострадавшим в ДТП приходилось в буквальном смысле выбивать деньги через суд, да и неприятно, когда из-за мятого бампера вас начинают подозревать чуть ли не во всех смертных грехах.
Параллельно страховые компании (точнее, их союз) не уставали требовать от правительства очередных «бонусов» в виде разрешения на увеличение тарифов. Несколько раз им шли навстречу: подскочивший ценник на полис не мог остаться незамеченным. Единственный раз, когда законотворцы попытались хоть как-то упростить жизнь автомобилистам – это когда ввели «прямое возмещение» и возможность оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции. Впрочем, последнее упростило жизнь разве что самой ГАИ: многие страховщики и по сей день продолжают требовать справку из ГИБДД о факте аварии. Но если гаишников не было на месте происшествия, то и аварии не было: дежурная часть не регистрировала обращений и помочь ничем не может. Впрочем, последние изменения в правила «автогражданки» разрабатывались без помощи участников страхового рынка.
Еще один камень преткновения в законе об ОСАГО, точнее, в его практической реализации, заключается в так называемой УТС – утере товарной стоимости поврежденной детали, иначе говоря, ее изношенности. Последние поправки в законодательство об «автогражданке» оказались настолько неоднозначными, что потребовался отдельный подзаконный акт, конкретизирующий вопросы компенсаций именно с учетом износа.
Соответствующее постановление правительства РФ «Об утверждении правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» вступит в силу с 1 сентября. В двух словах, документ разъясняет страховщикам, сколько они могут не доплатить своим клиентам исходя из марки машины и ее возраста. Максимально возможная степень износа составит 80%. Проще говоря, пострадавший в ДТП сможет получить от страховой хотя бы пятую часть ее стоимости. Есть, к счастью, и исключения: амортизация не может учитываться в отношении «узлов и агрегатов, при неисправности которых эксплуатация автомобиля запрещена». Что конкретно будет входить в список «неубиваемых» деталей, пока неизвестно. Правительство обещает додумать этот пункт ближе к осени. Однако совершенно ясно, что в этот список попадут как раз те детали, которые в ДТП страдают меньше всего: к примеру, ремни безопасности.
В немалой степени износ узлов и агрегатов будет зависеть от производителя машины. Самое удивительное заключается в том, что парламентарии сочли самыми надежными автомобилями... японские. И это в то время, когда те же самые люди со всех сторон нас уговаривают «поддержать» отечественного производителя! Еще смешнее то, что японцы, согласно постановлению, надежны без оглядки на марку. Сделанное в стране восходящего солнца, по мнению разработчиков документа, априори надежно.
Хорошо оценили и европейские машины, в том числе выпущенные в Турции. Далее в порядке возрастания коэффициента «изнашиваемости» следуют Северная и Южная Америки и Азия (с учетом Китая и без учета Японии). На самом последнем месте – продукция автозаводов, расположенных на территории Российской Федерации.
Но если высокую прочность «японцев» и «американцев» еще можно понять, то категорическое «фи» в сторону отечественного автопрома вызывает как минимум недоумение. Следуя логике парламентариев, «пятерка» ВАЗ, собранная в Тольятти, и «пятерка» BMW, собранная в Калининграде, будут разваливаться одинаковыми темпами, причем быстрее, чем какой-нибудь «Chang Feng», который, к слову, для китайцев что «жигули» для россиян. Тем более в постановлении указано лишь, что «родиной» автомобиля следует считать государство, где автомобиль был либо произведен, либо подвергся «достаточной переработке». Что именно имеется в виду под такой переработкой, неясно, но российские иномарки вполне могут подходить под это определение.
Один европейский производитель, кстати, выгнал на трассу две машины одной и той же модели и отправил в автопробег по российским дорогам на дистанцию в несколько десятков тысяч километров. Разница была лишь в том, что один из этих автомобилей был собран в Европе, второй в России. Оба, кстати, справились с пробегом одинаково хорошо. Так компания решила развенчать миф о ненадежности российской сборки.
Вы спросите, при чем здесь страховка? Все просто: расходы на ремонт иномарки вне зависимости от ее «места рождения» куда выше, чем на исконно российскую машину. И когда автосервис вам выставит счет на 70-80 тысяч, а страховая компания под предлогом «амортизации» выплатит всего лишь 15, вот тогда и проявится вся «объективность» этих коэффициентов изнашиваемости.
Документ предусматривает даже расчет износа каждой детали исходя из ее возраста. То есть, если машине пять лет, а крыло вы поменяли два года назад, то и возраст крыла будет считаться отдельно от самого автомобиля. Разумеется, при этом придется еще доказать, что вы действительно меняли деталь. Лучший вариант – хранить все чеки не только на сами запчасти, но и на работы по их установке, но даже в этом случае никто не может поручиться за то, что деталь при покупке была новой.
Стоит сказать, что новыми правилами ОСАГО недовольны и сами страховщики. Единственное, чего не хватает в очередной редакции закона, – это единой методики расчета сумм выплат. На сегодняшний день существует пять вариантов, по которым может рассчитываться компенсация, и ни один из них не утвержден в законе. Поэтому все, что насчитает оценщик, можно обжаловать в суде. Практика показывает, что во многих случаях лишь таким способом можно добиться более-менее справедливой компенсации. Но судебные тяжбы неизбежно связаны с тратой времени, денег и нервов, а значит, ни о каком удобстве речь идти не может.
Впрочем, это не нравится и самим страховщикам: в случае чего крайними оказываются именно они. Учет износа только усложняет и без того неоднозначный подсчет ущерба. Но автовладельцам нужно всего лишь привести машину в прежнее состояние и получить достаточную сумму для ремонта.
До вступления неоднозначных требований в силу остается уже менее трех месяцев. Времени на исправление ошибок предостаточно. Но станет ли правительство заново разбираться с уже решенным вопросом, или необходимы какие-то активные действия со стороны страховщиков и обычных водителей? Факт остается фактом: на сегодняшний день ОСАГО совсем не похоже на то, каким оно должно быть.