Сегодня исполнилось 130 лет с того дня, как первый в мире трамвай отправился в дальний путь по странам мира, а архангельскому трамваю, канувшему в Лету, в этом году исполнилось бы 95 лет.
16 мая 1881 года в Берлине было открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае. Поскольку к концу XIX века население столицы Германии насчитывало более миллиона человек, уличное движение в центре города было сильно затруднено. Электрический трамвай оказался одним из средств, способствовавшим облегчению сложившейся обстановки. Трамвай как вид пассажирского транспорта очень быстро распространился по всему миру.
В Архангельске трамвай просуществовал с 1916 по 2004 годы. Долгое время трамвайная система областного центра являлась самой северной в мире, а в годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки грузов.
В 2003-м ликвидация архангельского трамвая стала результатом целенаправленной политики руководства города и занимавшего в то время пост мэра Олега Нилова. 13 мая Нилов волевым решением закрыл единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого стало неизбежным закрытие всей системы, хотя и муссировались слухи о том, что трамвай вскоре «пустят» по проспекту Ломоносова. Сроки не сообщались, а слухи не сбылись. И поскольку содержание трамвайного парка все же было признано убыточным, 21 июля 2004 года трамвайную систему закрыли окончательно. Трамвайные пути в течение нескольких месяцев были демонтированы.
Надеялись горожане на троллейбусы, но и этот вид транспорта через несколько лет сгинул, несмотря на то, что чиновники признавали троллейбус более выгодным и удобным в вопросах обслуживания и функциональности в сравнении с трамваем.
Упразднение трамвая сыграло только на руку автотранспортным предприятиям, автобусным ЧП: спрос на их услуги, конечно, повысился. Глобальных позитивных перемен в сфере общественного транспорта с 2003 года не замечено, и сегодня среди наболевших проблем архангелогородцы называют отсутствие в городе муниципального транспорта.
«Трамвайная система Архангельска была государственным предприятием с большой технической базой. Оборудование было всегда под контролем, техника надежная – необходимые испытания проводились вовремя. Ничего не взрывалось, не горело, обходилось без серьезных аварий. Контролировали и водителей перед выходом на линию, – рассказывает бывший инженер-энергетик производственного отдела МУП »АМТТП« Ольга Маслова. – Объемы пассажироперевозок ни в какое сравнение не идут с автобусом. Трамвай маршрута №2 ходил в зеленой зоне, никому не мешал, при том охватывал весь город. Транспорт – это большие деньги, пассажироперевозки – жила золотоносная, никем не контролируемая сегодня. Если раньше талоны на проезд печатались на фабриках Гознака и их нельзя было подделать, то сейчас можно на ксероксе размножить сколько нужно, а налог заплатить на 10 билетов. Выгода – живые деньги».
Такое впечатление, что ничего за восемь лет не изменилось. Общественный транспорт в городе отдан на откуп частникам, а они, как правило, диктуют свои законы. Экологически чистый транспорт в Архангельске уступил место безумным «Пазикам», участвующим в гонках на финансовое выживание. Новых автобусов в городе становится всё больше, но этикетные формы поведения водителям по-прежнему мало знакомы.
«Один из самых больших плюсов трамвая – экологическая чистота. В последний из визитов в Москву ездил на трамвае – очень удобно и намного спокойней, чем в автобусе, – говорит один из руководителей группы КХПНВПАИЕО («Кто хочет покататься на велосипедах по Архангельску и его окрестностям?»), велосипедист Владимир Чекушин. – Ситуация в Архангельске после исчезновения трамвая, естественно, изменилась к худшему – все больше автобусных маршрутов переходит в руки частников. Отсюда вытекает многое, в том числе и безопасность, и стоимость проезда. Например, в Ростове проезд с велосипедом на автобусе стоит 7 рублей, а у нас 14. За эти 14 рублей зачастую можно получить недельную дозу адреналина».
Трамваи обвиняли в первую очередь в разрушении дорог, но, можно подумать, растущий день ото дня в областном центре автопарк на дороги никак не влияет. «Я люблю ходить пешком, а трамвая мне жаль как памяти о детстве, – говорит специалист по учебно-методической работе кафедры литературы ПГУ имени М. В. Ломоносова Анна Борисова. – Из книжек знаю, что ситуация с дорогами нашими к лучшему если и изменится, то с огромным трудом: мы находимся на болотах, на карстовых озерах, даже на вулканах, и дороги надо ремонтировать постоянно априори».
И ликвидация «рогатого», «усатого» транспорта не помогла разгрузить дороги, как того ожидали власть имущие. Реконструкция Ленинградского проспекта, прошедшая несколько лет назад после ликвидации трамвайных путей, не дала никакого эффекта: разделительная полоса и широкий тротуар возмущают автолюбителей.
О трамваях теперь вспоминают только ностальгирующие архангелогородцы. А о трамвайной подстанции, построенной в 1914 году и являющейся памятником архитектуры Архангельска, уже не вспоминает никто. В настоящее время 13-й дом по улице Суворова находится в плачевном состоянии.
«Трамвай – неотъемлемая часть любого областного центра. Я не говорю о Питере и Москве – и там от трамвая не отказались, это дань уважения экологии, – говорит менеджер по продажам Алексей. – Я астматик, а автопарк в городе все увеличивается. Просто начинаешь задыхаться, выходя из дома. Пусть бы мы пожертвовали финансами, но сохранили бы свое здоровье».
Дребезжащий вид транспорта был экологически чистым – и это, разумеется, главная его прелесть. Пусть шумящий и дрожащий, он все же украшал столицу Поморья. С упразднением трамвайных путей Архангельск потерял свою маленькую изюминку.
Фото: Фото сайта Wikipedia.ru