Вопрос об упрощении процедуры технического осмотра муссируется активно и в СМИ, и в среде автолюбителей. Сейчас обсуждается возможность включения в систему контроля над техосмотром специалистов, работающих на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Ранее страховые компании не фигурировали в обсуждении этой проблемы, но предложения по их включению уже содержатся в проекте поправок в закон об обязательном осмотре транспортных средств.
Ожидается, что страховщики подойдут к делу со всей ответственностью, поскольку заинтересованы, чтобы прохождение техосмотра не превращалось в пустую формальность. У них есть опыт контроля над производством, выдачей и использованием чистых бланков полисов ОСАГО – накопленный опыт планируется использовать при контроле над движением талонов техосмотра.
«Конечно, у страховщиков есть опыт. Опыт наживы. Мало еще нам проблем. Все хотят урвать лишнюю копейку – не скрыться от этого всевидящего денежного ока! – возмущается автолюбитель с пятилетним стажем Александр. – Столько вопросов будет! Вот, например, я покупаю новый автомобиль – как я смогу получить страховку, не пройдя техосмотр? Тут нужно все ходы продумать и прописать. Понапишут законов, а мы разбирайся. Строчка изменилась – выкладывай деньги!»
Проект закона весной прошлого года в первом чтении был принят и так же благополучно забыт. После заявления главы государства в конце апреля этого года о том, что существующая система прохождения техосмотра «изжила себя напрочь», о проекте неожиданно вспомнили.
В настоящее время законопроект во второй его редакции проходит последние согласования в Госдуме. «Мы будем до последнего отшлифовывать моменты. По поручению президента мы просчитываем эти новые подходы и предложения таким образом, чтобы они ни в коей мере не были обременительны для наших граждан, – комментирует ситуацию вице-премьер РФ Игорь Шувалов. – Часто случается так, что мы движем себя и других, исходя из добрых помыслов. Закон принимаем, а находятся определенные лазейки, и граждан заново начинают мучить бюрократическими процедурами и часто вынуждают платить всякие подати. А задача такая: не только сделать не хуже, чем сейчас, но и изменить ситуацию к лучшему».
В соответствии с поправками, техосмотр должны проводить операторы, аккредитованные «профессиональным объединением страховщиков», участвующих в продаже полисов ОСАГО. Сегодня одна такая организация уже существует – Российский союз автостраховщиков. По мнению специалистов, новую подобную структуру для этих целей создавать не планируется.
Оформить ОСАГО по новым установкам можно будет только после предъявления специального свидетельства, которое автовладелец получит после техосмотра. Если раньше представители ГИБДД при проведении техосмотра проверяли наличие полиса ОСАГО, то теперь при оформлении страховки наличие талона техосмотра будет обязательным.
По словам Дмитрия Медведева, техосмотр все же следует вывести «из-под милиции», но в первые два года с момента принятия поправок ГИБДД сохранит право проведения техосмотра наравне с частными компаниями. Автолюбитель будет иметь право выбора.
Согласно первой редакции проекта, проводить техосмотр смогут любые организации, получившие соответствующую аккредитацию от Министерства внутренних дел. Требования к ним пока еще не определены и будут прописаны соответствующим подзаконными актами.
«Думаю, эти перемены к лучшему. То, что техосмотр будет совмещен с заключением договора о страховании, мне очень нравится. Все делается для удобства автолюбителей, – уверена предприниматель Ирина Коршакова. – Страховая компания должна быть уверена в исправности моего автомобиля. Цены на услуги, разумеется, поднимутся, но мы этому не сможем противостоять».
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении к концу мая текущего года. В случае его подписания главой государства, он вступит в силу с 1 января 2012 года.
Фото: Фото сайта Dni.ru