26 апреля текущего года в Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам финансирования дорог местного значения, сообщает сайт Авто.Вести.Ru. Участниками мероприятия было обозначено сразу несколько проблем. Одной из самых важных стало отсутствие в России какого-либо списка существующих дорог на уровне городов и сел. По этой причине выделение финансовых средств на их реконструкцию становится довольно проблематичным.
Закон «О дорожных фондах» предусматривает бюджетное финансирование федеральных и региональных дорог, а вот уличные и дворовые территории остались в ведении местных властей. Из-за отсутствия большей части дорог в каких-либо документах многие из них круглогодично находятся в плачевном состоянии. Создание реестра российских дорог планирует предусмотреть новый закон о муниципальных дорожных фондах.
«Пока мы не знаем точного числа, протяженности и ширины всех городских и сельских дорог, как можно говорить о том, сколько денег необходимо местным властям на их содержание и ремонт? – говорит заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Валерий Масалов. – По нашим данным, на местные дороги приходится 274 тысячи километров – это примерно 2/3 от всех дорог. Но в то же время юридически нет даже такого понятия как, например, уличная дорожная сеть и что в нее входит. В Москве, например, создан перечень всех улиц, но в других городах ничего подобного нет».
По мнению чиновника, передача местным властям какой-либо суммы денег на содержание городских и сельских дорог в отсутствии специальной службы по их распределению и списка дорог вообще нецелесообразна.
Практически все заинтересованные ведомства (Минтранс, Минрегион, Минфин), отметили необходимость формирования дорожного реестра, но в итоге обсуждения ни одна организация не взяла на себя ответственность за его создание.
«Необходимо выяснить, где дороги, сколько их и какова протяженность, – заявил председатель общественного совета при федеральном дорожном агентстве Минтранса РФ Олег Скворцов. – На 2000 год в России насчитывалось 544 тысячи км сельских дорог, а сейчас 147 тысяч. Куда за десять лет исчезла их большая часть? – Списали, потому что под списанные дороги не нужно выделять деньги. С этой проблемой тоже необходимо разобраться».
Сельские дороги Архангельской области – одна проблемзона. До некоторых деревень и сел можно добраться только романтической прогулкой в несколько дней на лодке. В таких случаях можно устраивать туристам «экзотические» поездки в отдаленные места цивилизации. Сами жители на свою судьбу не жалуются – привыкли, да и не хотелось бы им «загрязнять» железными дорогами, асфальтом и автомобилями свой зеленый край.
«Точное число дорог чиновники не знают, уверен в этом, а реестр создать нужно обязательно, чтобы увидеть, какие дороги, пользующиеся спросом и являющиеся необходимыми, требуют должного их обслуживания. Хотя все дороги уже должны быть занесены в реестр, и каждой должен быть присвоен свой личный номер или код, – считает учитель литературы и русского языка поселка Пертоминск Архангельской области Сергей Лешуков. – Наша дорога на Пертоминск по протяженности хоть и не длинная (участок длиной всего 50 км), но меньше чем за четыре часа ее не преодолеть. Зимой – сугробы по шею, летом – лужи с грязью по пояс. Спросом дорога пользуется, так как является наиболее удобной для сообщения с Архангельском, но никто не хочет взять ее в свои руки и организовать ремонт. Естественно, таких дорог у нас на Севере очень много. Например, дорога в Лешуконский район. Сам ездил и знаю – ужас просто».
Как же обстоят дела с регистрацией дорог в нашем регионе? «Реестр есть, но насколько он полный, точно сказать не могу, - говорит сотрудник пресс-службы правительства Архангельской области Роман Соколов. – В поселке на 30 человек с четырьмя дорогами могли такой список и не составлять».
«Сведения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения на территории Архангельской области на 1 января 2011 года недавно появились на нашем сайте: указана общая протяженность и добавленные километры, – говорит пресс-секретарь ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Даниил Клюкин. – За нашу сеть мы полностью отвечаем, но есть ничейные дороги, которые раньше были ведомственными».
Архангельская область – если посмотреть по состоянию дорог, а иногда простому их отсутствию – область списанных и ничейных дорог. Бездорожье – это крепко въевшаяся примета российской действительности. И в центре Архангельска есть улица, ставшая притчей во языцех. Она-то уж точно внесена во все существующие списки. Если сегодня начнется строительство «Выучейки», жителей это не обрадует. «Начнется движение, «деревяшки» все со свай сойдут, а так тихо живем, – комментирует посетитель сайта 29.ru Ирина Северная. – Вроде и деревня, но в то же время в любую часть города пешком дойти можно».
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ