С 15 марта по 15 апреля текущего года в министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области работал телефон «горячей линии» по приему жалоб и предложений граждан по работе общественного транспорта в областном центре. «Горячая линия» была открыта в рамках акции «Удобный автобус», нацеленной на оперативное получение информации от горожан о качестве предоставляемых перевозчиками услуг. Итоги акции подведены, но глобальных перемен не предвидится.
В ходе акции на телефон «горячей линии» поступило более 150 звонков. Большинство жалоб архангелогородцев касалось графика и маршрута движения автобусов, нарушений правил дорожного движения, грубости кондукторов и несоблюдения правил перевозки пассажиров. Кроме того, от жителей города поступали предложения по изменению уже существующих и введению новых автобусных маршрутов, оптимизации расписания, оборудованию остановочных пунктов. По окончании акции все поступившие обращения были систематизированы и направлены для рассмотрения в мэрию. Отчет по проделанной работе был предоставлен городским управлением транспорта и связи через месяц после окончания акции.
Из отчетного заключения следует, что по всем фактам нарушений и несоблюдений правил перевозки пассажиров в общественном транспорте проведены служебные расследования, и к перевозчикам применены штрафные санкции. Ни слова в отчете не было о решении вопросов по оптимизации графиков движения автобусов и введении новых маршрутов. На жалобы граждан о больших интервалах движения автобусов и их перегруженности управление транспорта и связи мэрии ответило лаконично: расписание маршрутов составлено на основе данных по изучению пассажиропотока. Это касается жалоб горожан на маршруты №7, 22, 10У, 76. Расписание у этих автобусов, конечно, есть, но как оно соблюдается – большой вопрос.
«Пять автобусов маршрута №76 в соответствии с утвержденным расписанием движения уходит на обед в связи со снижением пассажиропотока. На линии остаются три автобуса с интервалом движения в этот период дня 40 минут, – уверяют в управлении транспорта и связи. – Средний интервал движения по маршруту №76 в течение дня составляет 5-8 минут. Вечером, после 20.30, на линии, согласно расписания, остается один автобус, который выполняет последний рейс с 20:54 до 21:38».
Огромное количество звонков на «горячую линию» вызвало изменение схемы движения автобуса маршрута №33, шедшего от железнодорожного вокзала до Исакогорки. Некоторое время автобус ходил по Краснофлотскому мосту, что было очень удобно и для жителей округа Варавино-Фактория, и для жителей острова Краснофлотский и Левого берега. Неожиданно для всех маршрут был изменен. «Утвержденная схема маршрута №33 проходит через железнодорожный мост, – отвечают на многочисленные жалобы в городском управлении транспорта и связи. – По новому мосту автобусы маршрута №33 ходили временно, в экспериментальном порядке. Через новый мост проходит маршрут автобуса №125».
Однако 125-й маршрут, идущий от морского речного вокзала до поселка Катунино, является межмуниципальным и главное его назначение – перевозка жителей Катунино до областного центра и обратно, а отнюдь не архангелогородцев в черте города. Автобусы этого маршрута заполняются еще на конечных остановках и не могут в полной мере обеспечить потребности горожан. Судя по количеству обращений на «горячую линию», такая потребность существует, ведь единственный маршрут, которым могут воспользоваться жители Левого берега и острова Краснофлотский, чтобы попасть в центр города – это №125. Очевидно, что в схему движения городского общественного транспорта необходимо внести изменения и ввести хотя бы один новый маршрут, который разгрузит именно это направление.
Еще одна серьезная проблема, озвученная в отчете городского управления транспорта и связи, касается нелегальных перевозчиков. Проблема обозначена давно, но решается с великим трудом. В ответ на жалобы пассажиров, воспользовавшихся маршрутами №66, 55, 44У, 1У, чиновники дали один ответ по всем маршрутам: «Маршрут является нелегальным, его перевозчики-предприниматели организовали самостоятельно в нарушение действующего на территории Архангельской области законодательства. Мэрия города не разрабатывала схему движения этого маршрута, не утверждала расписание по нему, не заключала с перевозчиками договоров на оказание услуг населению города по пассажирским перевозкам автобусами общего пользования и не контролирует график движения по этому маршруту. Рекомендуем не пользоваться автобусами маршрута №66».
Совет хороший. Но, зная о нелегальных перевозчиках и наперечет зная маршруты, такие советы раздавать, по крайней мере, должно быть стыдно. Конкретных решений проблемы по «нелегалам» в отчете нет. Получается так: сел в упомянутый автобус – сам виноват. Вместе с тем никто не запрещает городским властям ужесточить борьбу с «нелегалами», привлечь их к ответственности – таким правом с января 2011 года наделены все муниципальные образования области. Учитывая, что с внесением изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» штрафы для нелегальных перевозчиков значительно увеличились. Систематическое проведение работы по привлечению нарушителей к ответственности дало бы ощутимые результаты.
В общем, очередная акция прошла ради акции. Чего стоит заявление на жалобу Быковой Л. П. об отсутствии остановки у касс Аэрофлота на улице Воскресенской. «Остановка у касс Аэрофлота не оборудована со времен постройки улицы Энгельса, сейчас Воскресенской, так как в том месте имеется карман для парковки автомобилей. Он часто занят легковыми автомобилями, – говорят в управлении транспорта и связи. – При очередной реконструкции улицы Воскресенской необходимо предусмотреть выделение отдельного кармана для остановки общественного транспорта». И так – обо всех необорудованных остановках города.
Горожан такими обещаниями не успокоить. Случится такая реконструкция не раньше, чем через пять-десять лет. Общие слова и уверения, что все виновные понесут наказание, усиливают иллюзию нужности архангелогородцев. Пространство этой иллюзии в Архангельске только расширяется.
С ответами на обращения горожан можно ознакомиться на странице министерства промышленности, транспорта и связи Архангельской области.
Фото: Фото сайта Busphoto.ru