В конце 1980-х, судя по реплике героев кинофильма «О чем говорят мужчины», «девятка» цвета мокрый асфальт считалась у автолюбителя «мерседесом». В 1990-е , когда обыватель начинал сознавать, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, и государство укрепляло это сознание, символом российских дорог становился настоящий «мерседес». Сегодня же львиной доле наших автолюбителей вновь дороже родные «Жигули».
К примеру, «семерку» 2005 года выпуска с пробегом 57 тысяч км можно купить за 95 тысяч рублей, а с пробегом в 70 тысяч – уже за сто. Самый «древний» образчик – 1989 года (пробег 15 тысяч км) – предлагают за 130 тысяч «деревянных». А вот его «брат», который моложе на десять лет, стоит всего 40 тысяч: это самый дешевый представитель «седьмого Вазовского» семейства в разделе. Модель, произведенная в прошлом году, к тому же с пробегом в семь тысяч км, доступна за 180 тысяч. Действительно, «жигуль» – самый родной для архангелогородца и северодвинца «четвероногий друг», но, преимущественно, «рожденный» в нулевых. «Семерку» образца 2004-го, имеющую «за плечами» 47 тысяч км, и ее сестрицу 2006 года, успевшую «пробежать» в два раза больше, легко приобрести по одной цене. Если найдется в кошельке 105 тысяч целковых.
Вторая по популярности – «Калина», о чем свидетельствуют 36 объявлений в разделе. Самую высокую цену – 310 тысяч – предлагают за авто, выпущенное с конвейера в 2009 году и «намотавшее» 30 тысяч км. «Калинка-малинка» на три года моложе стоит 165 тысяч рублей, хотя она и «опытнее»: 95 тысяч км дорог объезжено. И это – самый дешевый объект. Есть крохотный ценовой диапазон на машину образца 2010-го: 245-247 тысяч При этом диапазон ее пробега обратный – от 22 тысяч км к 18 450 км. Среди объявлений о продаже «Калины» (в отличие от «ВАЗ 21074») старикам не место. Здесь доминируют авто, произведенные в 2006-2008 годах.
На данный момент вторичный авторынок Архангельска и Северодвинска не благоволит, к примеру, «Вазовским» моделям 21045 и 2329 – по одному предложению. Причем первую, 2001 года выпуска, отдают почти «за просто так» – всего 26 тысяч рублей при «хорошем состоянии кузова«. Каков этот «стандарт хорошести», неясно – ввиду отсутствия фотографии товара. Вкупе с «Нивой» за 190 тысяч, рожденной девять лет назад и, судя по снимку, пребывающей в отличной «дорожной форме», данная «четверка» указывает на следующую тенденцию. При сегментации вторичного рынка российских «лошадиных сил» принцип патриотизма неизменно играет важную роль. Именно им, с нашей точки зрения, и руководствуются автолюбители. У отечественных second-hand-«легковушек», кроме того, и относительная стоимостная доступность, и достойные технические характеристики. Разумеется, можно купить, как выразился один из наших экспертов – водитель с более чем двадцатилетним стажем, поклонник продукции ВАЗа, – «ведро с гвоздями». Однако редко это кот в мешке.
Абсолютный лидер предложения на вторичном авторынке Архангельска и Северодвинска – «ВАЗ». В разделе «Автообъявления» сайта 29.ru на 30 мая легковую продукцию Волжского автозавода предлагают в 575 объявлениях. Самой популярной моделью является «ВАЗ-21074» – 44 предложения.
Русскоязычная ментальность в автосфере сегодня и вправду менее подвержена воздействию стереотипа «зарубежная техника качественно лучше». Во всяком случае, на архангельском вторичном авторынке предложения купить легковую иномарку количественно весьма уступают объявлениям о продаже российских. Верхний порог – 151 объявление, что в 3,5 раза меньше «Вазовского» максимума. И указанную планку в наших широтах держит Opel.
Самой продаваемой из знаменитого немецкого рода, отмеченного, как шутят российские автолюбители, будто бы печатью Зорро, является модель Vectra – 48 объявлений. «Вектру» класса «А» с пробегом 200 тысяч км предлагают за 75 тысяч рублей, причем как 1989 года выпуска, так и 1990-го. Однако дешевле, чем 70 тысяч, «ашку» не купить. Да и пробег у такой – всего-то 90 (!) км. Авто В-класса, причем десятилетней «выдержки» и «пробежавшее» 120 тысяч км, – самое дорогое: 285 тысяч «деревянных». На пять тысяч меньше просят за «бэшку» образца 1999 года, со ста тысячами километров «опыта».
Если возрастной диапазон «Опельвекторной» продукции – 1990-1999 годы, то детища Mitsubishi, Volkswagen и Hyundai – вторых по популярности на Архангельской земле автобрендов (соответственно 107 и по 106 объявлений) – в среднем гораздо моложе. При этом молодость не всегда значит «небесная» цена. Mitsubishi Lancer IX, например, выпущены преимущественно в 2003-2007 годах, и стоимость их на местном вторичном рынке – от 295 тысяч до 455 555 рублей. А вот Hyundai Accent, «выпестованные» тоже исключительно в нулевые, доступны за 100-300 тысяч В свою очередь продавцы Volkswagen Golf, произведенных в 1990-е – самом начале 2000-х, словно учитывая вышеуказанные аппетиты, расширили ценовое прокрустово ложе до 70 тысяч целковых слева и до пятисот – справа. Рискнем предположить: невеликий объем объявлений о продаже иномарок на сайте вызван не стереотипно-идеологическими факторами, а чисто экономическими. Известно, в сколь «многозначные» суммы обходится покупка «басурманских» авто и комплектующих на первичном рынке, сколь кропотливо и затратно поддержание их технического «экстерьера». Впрочем, объем автообъявлений, думается, невелик на данный момент, ибо спрос-то на рынке первичен.
Не только областной центр в силу недостаточной сформированности дорожной инфраструктуры оказывается неприспособленным к мощнейшему автотрафику – даже Первопрестольная. Строящиеся в Москве одиннадцатиполосные магистрали не спасают от пробок и ДТП. Что уж говорить об архангельско-северодвинских переулках с разбитым асфальтовым покрытием. Тем не менее удельный вес автомобилей в городах только растет. И совершенно очевидно, что не все авто свеженькие.
Автолюбитель Виктория Истомина (г. Новодвинск): «В марте через сайт я купила хэчбек Ford Focus и очень довольна услугой, которую сайт предоставляет, – очень удобно. Вся нужная информация об автомобиле присутствует. Единственный минус в том, что некоторые автолюбители лукавят, описывая суперкары: без проблем, без ДТП. А у самих краска полезла – для меня это уже проблема! Нужно быть ближе к реальности и обязательно размещать фото предлагаемого автомобиля.
Если есть Интернет, объявления доступны всегда. Легко узнать, сколько человек просмотрело объявление, когда оно было обновлено и давно ли подано. Задал определенную марку, модель, цену, пробег (что немаловажно) – и все, готово. В газете таких удобств быть просто не может».