Владимир Путин утвердил новые страховые тарифы по ОСАГО. Больше всего страховка ударит по карману молодых и начинающих водителей. Подробности – в таблице, а помимо этого увеличатся коэффициенты в зависимости от периода пользования ТС и территорий, по которым ездит водитель данного авто.
Российский союз автостраховщиков считает, что повышение тарифов поможет снизить убыточность. Страховщики приводят следующие данные: сборы по ОСАГО с января по май текущего года выросли на 5%, в годичном исчислении – до 37,3 млрд рублей, а выплаты – на 12% до 23,7 млрд рублей. В то же время Федеральная служба страхового надзора посчитала, что за 2010 год по ОСАГО страховщики собрали 91,66 млрд рублей, а выплатили 55,53 млрд.
«С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз – в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, – говорит начальник отдела маркетинга крупной страховой компании Александр Ромашов. – По итогам первого квартала 2011 года уровень выплат двадцати крупнейших страховщиков на рынке ОСАГО составил 79% при заложенных в структуре тарифа 77%. Поэтому рынок ОСАГО, по данным РСА, находится в кризисе из-за растущего объема страховых выплат при сохранении действующих тарифов».
Между тем многие автомобилисты, попавшие в аварии, побывали в ситуациях, когда страховые компании всячески уклонялись от выплат.
Среди наиболее распространенных уловок страховщиков по ОСАГО:
Ссылка на то, что вина водителя не установлена по материалам ГИБДД.
Необоснованная ссылка на нарушение страхователем сроков подачи заявления (извещения) о ДТП.
Необоснованная ссылка на отказ в выплате в случае управления автомобилем лицом, не вписанным в страховой полис.
Организация и проведение экспертизы по оценке ущерба у «знакомого» оценщика.
Необоснованные требования о предоставлении потерпевшим документов, не предусмотренных законодательством об ОСАГО.
«Среди страховых компаний довольно распространена практика, когда они после оценки эксперта занижают страховые выплаты на сумму около десяти тысяч в надежде на то, что автомобилист просто не пойдет судиться из-за таких денег. Ведь ему придется дополнительно оплачивать услуги независимого оценщика и юриста. Однако доказать, что компания намеренно снизила сумму страховых выплат, тоже довольно сложно, чем и пользуются страховщики, – добавляет представитель юридического агентства Екатерина Беспалова. – Однако когда дело все же доходит до суда, страховые компании даже не оспаривают свою точку зрения и соглашаются с постановлением выплатить оставшуюся сумму».
И все же представить ситуацию, когда будут довольны и страховщики, и автовладельцы, на сегодняшний день довольно сложно. И сложно сказать, когда страхование автогражданской ответственности в России примет более цивилизованные формы.
Помимо изменения тарифов ОСАГО, в настоящее время также обсуждается увеличение базовых ставок. Сейчас они составляют для легковых автомобилей физлиц 1980 рублей, юридических лиц – 2375 рублей.
Однако этот вариант возможен только вместе с увеличением лимитов страхового покрытия, потолок которого, по сегодняшним меркам, равен 120 тысячам рублей для одного автомобиля.
Кстати, Минфин уже подготовил данный законопроект. По мнению ведомства, страховые выплаты по разделу «ущерб транспортному средству» следует повысить со 120 до 400 тысяч рублей, а по разделу «вред жизни и здоровью» – со 160 до 500 тысяч рублей. Можно предположить, что стоимость ОСАГО в этом случае вырастет примерно в три раза, значит опытные автомобилисты будут платить порядка 15 тысяч рублей в год, новички – до 30 тысяч.