Форменная полицейская фуражка в центре приборной панели – словно мифический Нептун на носу шхуны. Однако никакой романтики морских брызг и задорных дельфинов: мы с автопатрулем ДПС на приземистой «Шкоде» рассекаем дороги Левого берега. От железнодорожного (северодвинского) моста до Исакогорки и обратно – таков сегодняшний маршрут инспекторов Алексея Рашева (в отделе безопасности ДПС ГИБДД нам представили его как лучшего инспектора) и Константина Булыгина.
«На данном участке находится пять железнодорожных переездов. Водители часто пересекают переезд на запрещающий сигнал светофора, под закрывающийся шлагбаум. Это основной вид нарушений, которые мы фиксируем, – объясняет по пути инспектор Алексей Рашев. – Вторая разновидность – превышение скорости. С помощью прибора мы легко сможем это зафиксировать».
Действительно, прибор-конвергент бинар – одновременно определитель скорости и видеорегистратор – служит инспектору отличным подспорьем в наказании нарушителя.
Автопатруль обращает внимание не только на нарушение ПДД, но и на состояние улично-дорожной сети. Если инспектор обнаруживает какие-либо неисправности – будь то в дорожных знаках или светофорах, – немедленно сообщает в дежурную часть. Светофор, конечно, теряет один-два глаза на патрулируемом участке не ежедневно, но случается, кто-то похулиганит или, «зацепив» дорзнак, спешно покинет место ДТП. Главная задача полицейского «обхода» – обеспечить безопасность на дорогах.
«И напишите, что гаишники в кустах не прячутся, – замечает с улыбкой Рашев. – Многие нас видят и все равно правила нарушают – по нерасторопности своей, наверное. Со временем культура вождения, конечно, повышается, но если мы уйдем с дороги – будет хаос».
Добравшись до первого железнодорожного переезда, мы «затесались» в сторонние наблюдатели. Нет, не спрятались – пропускали поезд. И на протяжении десяти минут (пока не открыли шлагбаум) никто из временно соседствовавших водителей правила не нарушил.
Первым задержали инспекторы, как оказалось, коммерческого директора некого ООО, путешествовавшего на «Ниссане». Алгоритм привлечения нарушителя к ответственности был элементарен: бинар зафиксировал машину и скорость ее – 76 км/ч, световыми спецсигналами патруль заставил авто затормозить. Далее – «воспитательная беседа». Водитель иномарки спорить с блюстителями улично-дорожного порядка не стал. Более того, предложил модернизировать систему наказания – максимально сократить процедуру оформления протокола (мол, «писанина» одна), а штраф, по всей видимости, увеличить. Ведь штраф-то – сто целковых всего. «Всему свое время», – строго ответствовал Алексей Рашев.
Другой мужчина разогнал свою «Тойоту» лишь до 68 км/ч – и тем не менее был остановлен. Выводя машину нарушителя на экран бинара, полицейский спрашивает: «Ваше транспортное средство?». «А номер видно?» – парирует водитель. Изображение приблизили – и он сразу повинился. Придется-таки заплатить штраф – 300 рублей.
«Бывает, попадаются агрессивные люди. Я, конечно, не врач-психолог, но в любой ситуации наша задача – водителя успокоить», – сообщил нам Алексей Рашев.
Еще один нарушитель – 84-го года рождения – мчался на «Ладе-пятнашке», модулируя скорость от 83 до 106 км/ч. Попросили остановиться и пройти в нашу «Шкоду». Последовал диалог.
«Ваш автомобиль на экране?»
«Наверное. А какой штраф?»
«Триста рублей».
Впрочем, малой кровью скороход не обошелся. У него не оказалось при себе водительских прав, хотя без них и носа нельзя показывать за рулем. Парня инспекторы отстранили от управления транспортным средством. Правда, в течение четверти часа документы горе-водителю привез товарищ, с коим «неправый» беседовал в не очень печатной форме.
Как известно, человек водит машину так, как ведет себя вне вождения. Одного водителя сотрудники областной ДПС останавливали дважды за месяц, и тот всегда был пьян. Спустя некоторое время вновь попался – и опять подшофе. Причем машины, на которых рекордсмен»« катался, – разных марок. А ведь любитель автомобильных потех в неадекватном состоянии по нескольку суток проводил за решеткой. Современная система автодорожного воспитания и наказания определенно ждет еще своих Макаренко.
«Не скажу, что наша работа легкая. Зачастую приходится работать, не считаясь с личным временем, – поделился по окончании нашего трехчасового рейда Алексей Рашев. – Но если кто-то устал от патрульной службы, считаю, пусть лучше ее оставит. Сотрудников дорожно-патрульной службы водители обычно не любят. Почему – понятно: кто ж любит платить штрафы. Важнее ответить на вопрос «Кто?»: не любят нас те водители, которые любят нарушать правила дорожного движения».
Фото: Фото сайта Gibdd29.ru, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО