Иностранные производители воодушевились ростом продаж новых автомобилей в России и решили предложить россиянам более дорогие модели. В частности, корейские автокомпании объявили о начале производства моделей премиум-класса для России.
По статистике, за девять месяцев 2011 года в России было продано 1 921 282 легковых машин и моделей легкого коммерческого транспорта. Это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. О небывалом всплеске автомобильного рынка в России заговорили иностранные экономисты. Такой скачок в сфере автопродаж стал поводом для раздумий производителей: а может быть, пора продавать россиянам более дорогие модели?
Первой о смене стратегии заявила компания «Хендэ Мотор СНГ». Корейцы в этом году поставили рекорд по продажам своей новой модели Hyundai Solaris. Только в сентябре компания реализовала в нашей стране 9479 «солнечных» моделей. Для сравнения – второе место в таблице проданных иномарок занял Ford Focus (7325 штук), продажи которого выросли на 10% по сравнению с прошлым сентябрем, третье – Renault Logan (5849 штук), его продажи выросли на 22%.
Оглушительный успех вскружил голову руководству компании. «В данный момент компания Hyundai приняла новую стратегию развития, – рассказал генеральный директор компании «Хендэ Мотор СНГ» Керри Чо. – Мы намерены стать брендом премиум-класса. Это значит, что наша линейка премиум-сегмента будет расширяться. Мы уже обогнали Toyota и сейчас наш главный конкурент – это Volkswagen. Уже в ближайшее время россияне увидят, насколько изменилась наша продукция». Как рассказал Керри Чо, бюджетная линейка Hyundai останется, но объемы производства значительно не увеличатся.
Самарцы первыми смогли оценить новый Hyundai Equus, который производители с гордостью назвали флагманом премиум-линейки. Изначально представительный «кореец» был оснащен мощным двигателем V8 объемом 4,6 литра, мощностью 373 л.с. с современной шестиступенчатой автоматической коробкой передач. В России доступна была только комплектация Royal, она включает в себя электрорегулировку руля по высоте и вылету, электрорегулировку сиденья водителя в 12 направлениях, электропривод задних сидений, систему доступа в салон без ключа и кнопку запуска/остановки двигателя, бортовой компьютер и двухзонный климат-контроль с системой контроля качества воздуха и датчиком запотевания лобового стекла.
Однако уже через месяц стало ясно, что автомобиль не слишком популярен среди поклонников «Хендэ». Поэтому комплектацию упростили, двигатель заменили на менее мощный, и «Экус» стал стоить около 3 миллионов рублей.
Впрочем, у «Хендэ» и до этого был автомобиль из класса роскоши – это Genesis в кузовах седан и купе. Его цена от 1 300 000 до 2 350 000 рублей. Однако и этот автомобиль в России покупают не очень охотно. В 2010 году в Самаре, к примеру, купили всего один Genesis.
«Сразу после презентации Hyundai Equus у нас его приобрел житель Ульяновска, – рассказывает руководитель отдела продаж ЗАО «Автосалон Арго» Денис Копенков. – Купили и два Genesis купе. Один из покупателей – преподаватель одного из самарских университетов. В случае с «Экусом» покупатели думают, что он слишком дорогой и стоит примерно как известные немецкие марки. Но если, к примеру, взять «немца» с такой же начинкой, что и у «Экуса», то он обойдется не дешевле 5-6 миллионов рублей».
Каковы перспективы новой стратегии «Хендэ», говорить сложно. Некоторые эксперты считают, что премиальные «корейцы» вряд ли будут пользоваться популярностью на фоне раскрученных и надежных немецких марок. Как рассказала представитель пресс-центра автосалона «Самарские автомобили Хендэ» Регина Еремеева, по статистике, лишь один из 100 «солярисов» покупают за наличные, все остальные берут в кредит, причем по программе льготного автокредитования.
«Если даже самые бюджетные автомобили берут в кредит, то какой может прибыль от продажи дорогих моделей, – рассуждает продавец автомобилей Петр Полежаев. – Я не думаю, что россияне способны отдавать деньги за дорогие корейские автомобили. Чем известны корейские автомобили? Тем, что они сравнительно дешевы, тем, что у них среднее качество, тем, что у них обычно богатая начинка по сравнению с другими марками. И даже если все эти представительские автомобили будут очень качественными со сверхсовременной подвеской, с мощными движками и суперумной электроникой, должно будет пройти очень много времени, чтобы в сознании российского обывателя исчез вот этот стереотип о корейских машинах. Другое дело, если та же «Хендэ», к примеру, будет выпускать машины класса люкс под новым брендом – как, например, «Тойота» вывела свой «Лексус» в отдельную марку, – тогда, возможно, эти автомобили будут пользоваться большим спросом, чем сейчас».
Вслед за «Хендэ» объявление о производстве автомобиля бизнес-класса заявила Kia, которая также решила не упустить возможности получить выгоду от покупательской активности. Сначала Kia решила повторить подвиг «Хендэ» и выпустила бюджетное авто на платформе «Соляриса». «Еще до начала продаж нового «Киа Рио» уже выстроилась очередь покупателей», – сообщил руководитель отдела продаж салона «Киа Центр на Московском» Антон Белкин.
В компании уверены, что новая «Рио» станет хитом продаж. Но стоять на месте и довольствоваться успехом бюджетных моделей автопроизводитель не намерен. Поэтому он заявил о новой модели – премиум-класса. Это заднеприводный четырехдверный купе с 3,3-литровым 390-сильным V6. Своими главными конкурентами компания считает Ford и Citroen.
В отличие от «Хендэ», которая уже запустила в производство премиальную линейку, Kia свою модель только начала продумывать. Концепт был представлен на Франкфуртском автосалоне.
В дизайне дорогой «Киа» эксперты отметили стремительные линии суперкаров, хищную решетку радиатора, которая стала частью новой концепции компании, и огромные колесные диски с дизайном, напоминающим пропеллер самолета. Вместо боковых зеркал – камеры обзора, которые передают изображение на центральный монитор в салоне. Передние и задние двери распахиваются в противоположные стороны.
Интерьер запоминается светодиодной панелью инструментов, трехспицевым рулевым колесом и четырьмя индивидуальными сиденьями, обтянутыми коричневой кожей. Купе будет заднеприводным и, возможно, построенным на платформе Hyundai Genesis.
По данным сервиса Автообъявления, на самарском вторичном рынке автомобилей самая дешевая модель Hyundai – Hyundai Getz 2003 года – стоит 80 000 рублей, а самая дорогая – Hyundai Santa Fe (II) 2009 года – 985 000 рублей. Самая дешевая модель Kia – Kia Spectra 2007 года – стоит 225 тысяч рублей, а самая дорогая – Kia Sorento 2011 года – 1 270 000 рублей.
Пока модель дорабатывается и продумывается более детально. В серийное производство ее запустят в 2013 году. Ориентировочная цена пока не известна, но едва ли она будет меньше миллиона рублей.
«В России премиум сегмент делят между собой немецкая тройка («Ауди», БМВ и «Мерседес»), уступая некоторую часть этого пирога японскому «Лексусу», – комментирует начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун. – Другим в этом сегменте не место. Даже «Ягуар» и «Инфинити» особыми успехами, связанными с большими объемами реализации автомобилей в премиуме похвастать не могут. Не прошел туда ни «Ситроен С6», ни «Рено Вел Сатис», ни «Хонда Легенд»... «Хёндэ Экус» тоже не блещет продажами. В месяц по всей России продается не более 10 корейских премиум-моделей. Чтобы переломить ситуацию, надо переломить сознание людей. Пока это никому из автопроизводителей бюджетных автомобилей не удавалось».
«Выход в более дорогой сегмент – вполне логичный ход для успешных компаний, прошедших путь от нижней ценовой планки до «крепких середнячков», – считает директор по исследованиям маркетингового агентства «ABARUS Market Research» Вера Никольская. – Но происходить этот переход будет плавно и осторожно, с пристальным вниманием к реакции потребителя. Причем целевым потребителем для корейских компаний является в первую очередь европейский, а не российский покупатель, хотя наш рынок и является более емким и удобным (россияне более склонны к покупке больших и дорогих машин, по сравнению со сдержанными европейцами). Ведь одобрение со стороны искушенной Европы выступит подтверждением знака качества, после взятия этого барьера можно смело идти на любые другие рынки».
Между тем, согласно данным одного из агентств, самым дорогим автомобильным брендом этого года стала «Тойота».