ГИБДД в рамках новой Федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности движения в 2012–2020 годах планирует значительно расширить функциональные возможности автоматических камер, фиксирующих нарушения ПДД. Сегодня данные устройства контролируют в основном скоростной режим, а в рамках ФЦП планируется внедрять системы по контролю выезда на встречку и проезда на красный свет, сообщает Kommersant.ru. Некоторые регионы уже закупают камеры, фиксирующие заезд за стоп-линию и правила парковки, а в Санкт-Петербурге в ближайшее время начнутся испытания нового прибора – алколазера, способного определять пары алкоголя в салоне машины на расстоянии.
Если ФЦП на 2006–2012 годы предполагала снижение смертности в авариях в 1,5 раза (до 23 тыс. человек), то в рамках новой программы за восемь лет число жертв должно уменьшиться еще в 1,5 раза. Поскольку одна из самых распространенных причин гибели в ДТП – превышение скорости, средства ФЦП тратятся в первую очередь на закупку скоростемеров.
До недавнего времени большинство камер использовалось в основном для фиксации нарушения скоростного режима. В 2009 году были приняты поправки в КоАП, позволяющие системам снимать выезд на встречную полосу. Осенью 2011 года московские власти начали применять мобильные системы «Паркон», контролирующие нарушения правил парковки-стоянки в автоматическом режиме, и камеры по контролю выезда на полосы для общественного транспорта. Чтобы использовать новые устройства, изменений в законодательстве не потребуется, отмечает Kommersant.ru со ссылкой на ГИБДД.
В рамках новой ФЦП, скорее всего, будут также закупаться камеры, регистрирующие выезд на встречную полосу и проезд на красный свет. Последнее нарушение уже умеют фиксировать приборы «Одиссей» и «Автоураган». Алгоритм их работы примерно одинаков: прибор включается после того, как загорается красный свет, и фиксирует номера всех автомобилей в зоне контроля.
«Этот подход используется во многих странах достаточно успешно. Задача видеофиксаторов заключается не в запугивании, а в неотвратимости наказания за правонарушение. Причиной большинства аварий является человеческий фактор, да еще и с поправкой на «авось проскочу», «авось не задену», «авось не замигает». В нашей стране это становится национальной угрозой, – комментирует ситуацию архангельский автовладелец, член автоклуба VIP29 Павел. – В стране, где в год погибает от 24 до 31 тысячи людей в «лучшие» годы в автоавариях, это нововведение, естественно, скажется на статистике, и, я думаю, в лучшую сторону. Англичане и итальянцы, к примеру, ненавидят видеофиксаторы, но правила соблюдают неукоснительно, поскольку знают, что за правонарушением последует серьезный удар по кошельку в виде штрафа. Активно подтягиваются к видеофиксации в Болгарии: на оживленных перекрестках я насчитывал от четырех до восьми камер – следят за светофорами, сплошными, переходами, но помимо них по городам курсируют маленькие авто типа «Смарта» или «Шевроле-Спарк», у которых на окнах висят странные полусферы. Однажды я поймал такую машинку и спросил, чем в ней люди занимаются. Оказывается, водитель хаотично ездит по городу, а его напарник с ноутбуком фиксирует неправильно припаркованные автомобили. Потом «неправильным» водителям летят «письма счастья». А в Архангельске мои окна выходят на наиболее оживленный перекресток – Тимме-Воскресенская. В последнее время там постоянно наблюдаю развороты через две сплошные. Понятно, что их нет из-за снега и дождей, но на знаках-то они есть!»
Региональные власти могут брать на вооружение различные приборы, выделяя на их закупку средства из местных бюджетов. Госавтоинспекция лишь формирует технические требования к вышеописанным устройствам. Некоторые регионы уже закупают камеры, рассчитанные на новую редакцию КоАП, вступившую в силу с 1 января 2012 года: теперь штраф в 800 рублей предусмотрен за выезд за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора (раньше за это не наказывали). Подобные комплексы могут в автоматическом режиме фиксировать и нарушения при проезде железнодорожных переездов, а в перспективе камеры смогут фиксировать движение по велосипедным дорожкам и тротуарам, въезд в жилые зоны и выезд на занятый перекресток.
Фото: Фото с сайта Auto.meta.ua