Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил изменить систему обучения водителей таким образом, чтобы во время подготовки к экзаменам будущие автомобилисты учились пользоваться европротоколом – упрощенным порядком оформления ДТП без участия полиции. Как отмечает «Коммерсант», европротоколом сегодня пользуются только 4 процента водителей.
В настоящий момент оформить документы о ДТП без полиции можно при соблюдении ряда условий: если вред причинен только имуществу, если столкнулись только два автомобиля, и у сторон нет разногласий. Если ДТП оформлено без сотрудников полиции, то сумма страховой выплаты сегодня не может превышать 25 тысяч. Автовладельцы самостоятельно определяют виновника аварии и рисуют схему происшествия, затем извещения о ДТП направляют в страховые компании, которые принимают решение о выплате. К этому и сводится суть европротокола.
С помощью сервиса «Автообъявления» на сайте 29.ru вы можете разместить или найти нужную информацию и по легковым, и по грузовым автомобилям.
«Был недавно в подобной ситуации, и, честно, что-то не хотелось оформлять ДТП без гаишников. Не надо забывать, что мы живём в великой стране, и в случае какого-нибудь недочета вся страховка рухнет – страховщики откажутся выплачивать, ссылаясь на какую-нибудь мелочь, якобы неправильно оформленную или написанную, – говорит организатор областного независимого автоклуба Golf2Club Влад Вареня. – И это всё оттого, что закон выпустили, а как им пользоваться, знают единицы. В общем, к европротоколу обязательно должно быть прикреплено разъяснение на русском языке, что да как. Но люди, думаю, как вызывали гаишников, так и будут продолжать вызывать – не поверит наш народ бумажкам. Может, евроопыт и приживётся, но что-то не верится. Сам всегда – тьфу-тьфу-тьфу – вызову гаишников, так будет безопасней, и главное,– зафиксировано официально. В случае чего легче доказать будет в суде».
Обучая европротоколу в автошколах, страховые компании хотят популяризировать практику самостоятельного оформления ДТП среди будущих водителей, пишет Autonews.ru. Сейчас европротокол упоминается только на бланке извещения ДТП (он выдается с полисом ОСАГО) в нескольких строках. В методике подробно разъясняется, к примеру, что нужно фотографировать на месте ДТП, отдельным пунктом описаны нюансы при общении водителей. В частности, РСА рекомендует водителям трезво оценить обстановку на месте ДТП и дать возможность участникам ДТП высказаться. «При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения других участников следует прекратить переговоры и вызвать сотрудников ГИБДД», – рекомендуют в РСА. Обратиться в полицию лучше и в том случае, если есть подозрение, что второй участник ДТП находится в состоянии опьянения.
«Эти перемены будут вполне эффективными: оформить ДТП будет проще и выгодней для пострадавших, но без коррупции, думаю, не обойдется. ОСАГО теперь выплачивают по состоянию запчастей: если, к примеру, запчасть была разбита до аварии, и это установят, – никаких выплат вы не получите, – комментирует ситуацию автослесарь сервиса «Соломбала-АВТО» Алексей Ипаткин. – Если ты опытный водитель, при аварии можешь не прибегать к помощи гаишников, ведь их порой ждешь целый час, а потом, пока растащат машины, полдня пройдет. Но если опыта маловато, советую дождаться ГАИ».
Госавтоинспекция предложения РСА о европротоколе уже поддержала, в Минтрансе с документом пока не ознакомились.
Фото: Фото с сайта Tristar.com.ua