На базе областного института переподготовки и повышения квалификации впервые был организован семинар для педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В апреле юным инспекторам предстоит участвовать в конкурсе «Безопасное колесо» – типичные ошибки при подготовке школьников были разобраны на круглом столе.
По состоянию на 18 февраля в регионе зарегистрировано 247 ДТП, в которых погибли 25 и ранен 351 человек, 41 из которых – дети и подростки в возрасте до 16 лет. Поскольку ситуация с детским травматизмом на дорогах Архангельской области остается острой, на семинаре обсуждали причины таких высоких цифр. Старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Архангельской области Инна Мирошниченко уверена, что сверстник к сверстнику прислушивается лучше, и начинать нужно именно с детей, чтоб вырастить поколение законопослушных граждан. Как правильно построить программу профилактики и поставить голос, как правильно оказывать первую доврачебную помощь – все эти вопросы были на повестке дня.
В рамках семинара с представителями районных школ делилась опытом школа №26 города Архангельска (округ Варавино-Фактория).
«В течение нескольких лет за сценарии мы платили. Подсмотрели это у кавээнщиков – им пишут, а мы чем хуже? – говорит учитель начальных классов школы №26 Лариса Самодумова. – Обыгрывали и басни Крылова, и стихотворения Маяковского. Нестандартный подход, неординарные сценарии – вот главный шанс на победу. Разумеется, важно и сценическое воплощение. Мы платили и художнику». Лариса Сергеевна отметила, что если учитель не сдавал на права, с правилами дорожного движения он и сам на «вы», поэтому тяжело объяснить ученикам то, чего иногда и сам не знаешь. Несбыточная мечта школы – это автогородок: дети должны ориентироваться по разметке. К теории должна быть добавлена практика. И еще одно замечание: учащиеся кадетских классов не должны участвовать в конкурсе на общих условиях, поскольку два раза в неделю занимаются со специалистом. Прочитав стихотворение о буднях и выходных, проводимых в школьных стенах, Лариса Сергеевна заключает: «Конечно, если есть команда единомышленников, все по плечу».
Учителя из районов признаются, что тянуть лямку обучающего правилам приходится в одиночку. Занятия проводят в подвалах, где разметку наносят самостоятельно, а территория может вместить только зебру. Был задан вопрос о социально опасных подростках – что с ними делать, как организовать профилактику?
«У нас обычная-то профилактика еле дышит, а уж о профилактике социально опасных и говорить нечего, – комментирует заведующая учебной частью школы №26 Елена Колыбина. – К слову сказать, социально опасные лучше отвечают на тесты, касающиеся ПДД, и в сводках мы их почти не встречаем. Нами в школе №26 создан интерактивный кабинет, где мы разбираем типичные и произошедшие с нашими подопечными ДТП. На пешеходном переходе на улице Никитова, к примеру, была сбита наша ученица. Водитель не увидел знака – его в тот момент действительно не было. Знак с течением времени вернули, мы оказались правы, но оправдательных писем пришлось написать много».
В школе №26 разработана целая система занятий. Учителя признаются, что один человек физически не сможет справиться с такой нагрузкой, а инспекторов ГИБДД не дождаться. «Вверх по лестнице мы не хотим больше подниматься. Одна грамота за все годы работы», – резюмирует Лариса Самодумова.
Учитель физической культуры школы №9 города Северодвинска Николай Дешевых работой сотрудников Госавтоинспекции доволен.
«Они нам дали все, что могли, – говорит Николай Александрович. – С материалами по первой доврачебной помощи нам помогают медики, очень помогает Красный Крест, а подготовка к творческому конкурсу лежит на плечах родителей. В прошлом году на всероссийском конкурсе наша команда, одержавшая победу в областном, заняла 33 место из 75 команд, но если учесть, что для некоторых команд сценарии писали профессиональные режиссеры, а с медициной помогали преподаватели вузов... Говорят, четыре минуты сценария обошлись одной из команд в 50 тысяч рублей».
Николай Александрович рассказал о достижениях, не менее значимых, чем победа на всероссийском конкурсе: на территории школы №9 наконец-то появился велогородок – площадка для юных велосипедистов, где установлены знаки, нанесена разметка. «Самое приятное, когда ученики сдают на права, водят автомобили, мотоциклы и признаются, что знания пригодились».
В Архангельске проектно-сметная документация автогородка имеется, но когда проект будет реализован – пока неизвестно.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com