27 февраля на еженедельном совещании в архангельской мэрии обсудили предварительный план реконструкции набережной Северной Двины. Архитектурные преобразования набережной в перспективе должны быть вынесены на общественное обсуждение.
Главный архитектор города Евгений Бастрыкин отметил, что набережная в нынешнем виде была построена более 30 лет назад, а дальнейшее развитие городской территории, прилегающей к Северной Двине, предусматривалось еще в 1980-е годы. Реконструкция набережной предусмотрена и действующим Генеральным планом Архангельска.
В 2011 году набережная приняла более сорока тысяч квадратных метров обновленного дорожного полотна на всем протяжении от улицы Гагарина до Банковского переулка. По результатам прошлого года она была признана самым большим объектом дорожного ремонта по объему работ.
Кроме набережной, были отремонтированы и примыкающие к ней улицы: Суворова, Комсомольская, Шубина до Троицкого проспекта; Вологодская и Попова до проспекта Ломоносова. Была обновлена не только проезжая часть, но и тротуары, а на участке от улицы Гагарина до улицы Суворова асфальтированные тротуары появились впервые. В середине лета бригада ООО «Севзапдорстрой» укладывала выравнивающий слой под будущую пешеходную дорожку, но на нескольких участках новый асфальт был плохо прокатан, поскольку лежал на бордюре.
В ближайшее время «набережный ремонт» охватит территорию от Шилова острова до улицы Коммунальная. На протяжении десяти километров планируется создать несколько рекреационных зон различной направленности. В частности, на участке от Кузнечевского моста до улицы Комсомольская, где береговой склон достаточно крутой, предлагается оборудовать парк для занятий горным велосипедом и другими экстремальными видами спорта, а вдоль Первой горбольницы – разбить новый сквер и новую лодочную станцию.
На берегу у Арктического морского института им. Воронина предлагается разместить шлюпочную базу для тренировок будущих моряков. Серьезно изменится облик городского пляжа: его предполагается расширить и укрепить травяными газонами от размыва. Две спортивные зоны появятся у ОЦДО и напротив главного корпуса САФУ, а в районе бывшего морского речного вокзала запланировано строительство нового универсального (для автобусов и речных судов) пассажирского терминала.
«На эти полуутопические инициативы мэрии хочется воскликнуть, как Иван Васильевич Бунша, когда он «работал» царем Грозным на фуршете в честь иностранного посла: «А кто за все это будет платить?» Видимо, предугадывая мою реплику, мэрия ответствует в булгаковском же духе: мол, во всяком случае, не мы, – рассуждает учитель истории Артем Меринов. – Конечно, набережную остро требуется тщательно обархитектурить, а то вместо нее срам сплошной, а не прогулочный тракт. Грезы властей надо обратить в стройную концепцию и непременно вынести на общественные слушания».
Поскольку набережная Северной Двины является лицом города, любые ее преобразования – это предмет широкого общественного обсуждения. Мэрия приглашает принять участие в этих обсуждениях всех жителей города. Среди уже высказанных предложений есть, к примеру, пожелание о возрождении петровской традиции с установкой пушки и ежедневным залпом в «адмиральский час».
Фото: Фото автора