Закон, касающийся перевозки пассажиров и багажа в такси, был принят 21 апреля прошлого года. С 1 сентября в Архангельской области полноправным таксистом считается тот, кто может предъявить соответствующее разрешение, а обещания чиновников о жестком регулировании такси-бизнеса с 1 января остро резанули не только водителей, но и пассажиров. Великим переменам, которых ожидали многие, до сего дня так и не довелось случиться. Разноцветные (не чета нью-йоркским) такси-кэбы бегают себе по улицам областного центра с оранжевым фонариком, а то и без оного, и с шашечным поясом, который различим, только если подойти к автомобилю вплотную.
«Сегодня закон не работает, его действие приостановлено. Неофициально, конечно, но приостановлено, – говорит председатель Ассоциации такси Архангельска Виктор Доронин. – Все поправки к закону будут рассматриваться 13 марта. Я разговаривал с лидером движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеславом Ивановичем Лысаковым, который сейчас в Госдуме. А закон не действует и действовать не будет, поскольку для начала нужно нормально законы писать. Мы – предприниматели и власть – живем в разных измерениях».
За опровержением или подтверждением этого мнения мы обратились в министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области. Начальник отдела наземного и воздушного транспорта Минтранса Михаил Мартынов на круглом столе, организованном порталом 29.ru еще в ноябре 2011 года, где обсуждались перспективы юридического регулирования работы такси, заявил, что жесткое регулирование стартует 1 января. Наш эксперт и сегодня настаивает на этом тезисе: никаких отсрочек предоставлено не было, требования федерального закона действуют без всяческих изменений. «Мы оформляем разрешения, принимая по пачке заявлений каждый день. Все по факту, – уверяет Михаил Леонидович. – Существует множество мнений, высказанных где-то суждений, ошибочных умозаключений, что это не так. Дело в том, что автомобили без опознавательных знаков на дорогах Архангельска – это такси, не получившие разрешения или получившие, но не удосужившиеся поставить фонарь и наклеить шашечный пояс».
Несмотря на то, что статьи Кодекса об административных правонарушениях в силу вступили, инспекторы на дорогах не могут применять их в отношении таксистов. После новогодних праздников сайт 29.ru разобрался, что к чему. В управлении ГИБДД по городу Архангельску нам пояснили следующий момент: пока поправки, которые обязали бы таксистов следовать букве закона, в Правила дорожного движения не внесены, сотрудники таксистами заниматься не будут. Обратившись в управление ГИБДД по Архангельской области на днях, мы выяснили, что по сей день надзор не носит избирательного характера: сотрудники не выделяют таксистов из общего числа участников дорожного движения.
Однако чиновник из Минтранса считает иначе: «Насчет отсутствия контроля со стороны Госавтоинспекции скажу одно: ее сотрудники одновременно являются и полицейскими. То, чего нет в правилах дорожного движения, но положено по другим актам, они должны выполнять. Да, изменения не внесены в ПДД, но есть федеральный закон».
Подсчитаем. С принятия закона прошло чуть более десяти месяцев, с начала выдачи разрешений минуло полгода, и на два месяца сама себя задержала отсрочка. Упоминания о безопасности провоза или проезда излишни. Тебе говорят: есть шашечный пояс, есть таксометр, есть фонарь. Заказываешь такси и понимаешь: есть только фонарь. Главное, чтобы в аптеку не завезли.
«Мы пользуемся такси часто не только в Архангельске, но и в других городах, – признается директор ООО «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова. – Безусловно, нужны такси в первую очередь официальные, лицензированные, гарантированные, которые будут работать по счетчику и выдавать чек. Но если будут официальные такси со всеми «прибамбасами», там должны работать профессионалы, и требования должны предъявляться соответствующие. Необходимо не только выдать лицензию, но и контролировать ее исполнение. Но есть и вторая сторона: когда таксистов много, они приезжают быстро. Всех их, конечно, невозможно отследить, поэтому придется, думаю, согласиться с сосуществованием двух схем. Должен быть выбор, а воспитание потребителя должно привести к осознанию того, что безопасность и качество стоят денег. Нужно сначала дать возможность действовать обоим вариантам».
По словам Елены Анатольевны, есть таксисты, которые живут в Архангельске, но связываются с оператором на Урале, который при помощи GPS может установить, сколько стоит поездка, к примеру, из центра Архангельска на Сульфат. Отсутствие межрегиональных координационных механизмов, убеждена директор «Автодорожного консалтинга», приведет к тому, что никто с этой системой справиться не сможет, и она будет благодаря современным технологиям процветать. Но вот загвоздка: мы с регионом-то совладать не можем.
Вопреки народной мудрости закон – это не выхлопная труба: завел мотор, выжал газ, крутанул руль, а что с экосистемой сделается – рулевого не касается. Здесь хоть о такси рассуждай, хоть о регламентации продажи спиртосодержащей продукции в магазинах. Ясное дело: пока федеральные законодатели, исполнители из Минтранса, ГИБДД и таксомоторные компании не согласуют свои действия, пожинать горькие «шашечные» плоды на местах – в регионах и городах – придется. Может, до 13 марта – когда Госдума приступит к рассмотрению поправок в таксистский законодательный документ.
Фото: Фото с сайта Goroh.com.ua, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО