Архангельск – город маленький, и все жители обычно пребывают в курсе проблем и чаяний друг друга. Но мало кто знает, что на 355 тысяч архангелогородцев приходится более 30 000 инвалидов, которые не могут самостоятельно дойти до поликлиники, тем более – добраться до социальных служб, чтобы оформить документы. Прелести цивилизации вроде социального такси доходят до нас с сомнительной быстротой. От идеи, уже цветущей в Москве, до ее реализации на местах «расстояние: версты, мили…» Но на помощь приходят таксомоторные компании.
«Оказалось, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, – комментирует ситуацию председатель общественной организации инвалидов Архангельской области Николай Мякшин. – Идея возникла давно, поскольку есть социальное такси в Москве. Получить талоны льготно или бесплатно могут люди с проблемами в передвижении. Если брать Запад – там все работает четко: инвалидам положено конкретное число поездок в месяц в специальных или обычных такси. У нас, к сожалению, этого нет».
Год назад в областном центре на шести маршрутах появились муниципальные автобусы марки ЛиАЗ, оборудованные приспособлениями для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями. Инвалиды-колясочники получили возможность пользоваться общественным транспортом наравне с остальными горожанами. «Автобусы низкопольные пустили, но до остановки как-то нужно добраться на коляске – еще с учетом наших дорог, а потом – дождаться автобуса», – замечает Николай Александрович.
В течение года союз общественных объединений инвалидов успешно тестирует благотворительный проект «Доброе такси», направленный на оказание бесплатных транспортных услуг инвалидам, имеющим проблемы в передвижении. «Если благотворитель перечисляет 10 000 рублей в месяц, то мы выкупаем около 100 талонов (поездок), и 50 человек с ограниченными возможностями смогут раз в месяц осуществить поездку, – рассказывает председатель областной общественной организации инвалидов. – В конце каждого месяца (квартала) бухгалтер Союза инвалидов присылает отчет благотворителю о совершенных поездках».
С апреля 2011-го в проекте участвовали такси «Двина» и «Снежок», в дальнейшем присоединились «Архангельск» и «Русское такси». Каждая таксомоторная компания выделяет по тридцать талонов в месяц. А талоны, по словам Николая Мякшина, объединение инвалидов печатает самостоятельно.
Услуга «Доброе такси» действует, кроме того, в Северодвинске и Новодвинске, а из районных центров – пока лишь в Вельске. В настоящее время общество инвалидов пытается реализовать свой проект в Котласе. Поразительно, что в отличие от столицы Поморья и города корабелов в Вельске и городе бумажников есть специализированный транспорт с подъемником. Люди с тяжелой инвалидностью, парализованные остро нуждаются в таких «газелях», но их, вероятно, не каждый муниципальный бюджет сумеет потянуть – одна машина стоит больше миллиона рублей. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области недавно выступило с инициативой приобрести специальный автомобиль с подъемником для бесплатных перевозок инвалидов-колясочников – для тех, кто не может пользоваться обычным такси. «Все должны по мере возможности помогать людям, которые обделены здоровьем, – считает руководитель такси «Двина» Сергей Сараев. – Мы возим по талонам и ветеранов Великой Отечественной войны».
Автобусы пущены, социальный проект набирает обороты, но условия для инвалидов, которые самостоятельно могут перемещаться по городу, управляя собственным автомобилем, не созданы. 16 июня прошлого года вступил в силу федеральный закон, увеличивающий штраф за незаконную парковку на местах, предназначенных для машин инвалидов. Если раньше автовладелец, пойманный на паркинге для инвалидов, выплачивал штраф в размере 200 рублей, то с июня он теряет от трех до пяти тысяч. Но как в Архангельске, к примеру, узнать, где паркоместа для инвалидов предусмотрены, а где нет? «По закону на парковке должно быть не менее 10% мест для инвалидов. На маленьких парковках – не менее одного, даже если это парковка всего на два места. В Архангельске я не вижу ни одного паркоместа и не видел. Когда-то было у областного отдела соцзащиты на Новгородском, 160, но со временем обозначения стерлись, – говорит заместитель председателя Архангельской областной организации Всероссийского общества инвалидов Владимир Старков. – Нас не так много в Архангельске, а на парковку сейчас попросту не попадешь. Нужно останавливаться далеко, но дойти на протезах, например, к почте я не могу».
Нужно отметить, что таксомоторные компании помогают не только людям, но и животным. «Мы выделяем один рубль с заявки на бездомных животных, оказываем посильную транспортную помощь, – рассказывает руководитель северодвинского такси «Час пик» Ольга Гоголицына. – Мы сотрудничаем с одной из газетных редакций Северодвинска – как-то разговорились с девушкой об «Островке надежды», когда я подавала объявление. Помогаем финансово. Если кто-то из горожан хочет передать помощь приюту, собираем вещи, корма по городу. Мы и собаку взяли из этого приюта».
Система предоставления социальных талонов – это лишь 5% от потребностей всех членов Союза общественных объединений инвалидов. Сегодня в Союз входят Архангельская местная организация Всероссийского общества слепых, городская и областная организации Всероссийского общества инвалидов, региональная организация инвалидов войны в Афганистане, региональное отделение Всероссийского общества глухих, организация родителей детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Благодея», организация инвалидов «Надежда».
Очевидно, что в части транспортной поддержки граждан с ограниченными физическими возможностями социальная политика местной и региональной власти слаба. С введением специализированных автобусов проблема передвижения инвалидов в пределах Архангельска оказывается решенной лишь частично. Как долго, например, колясочник вынужден добираться из своего маймаксанского или исакогорского дома к остановке, дожидаться своего ЛиАЗа и впоследствии путешествовать от остановки до областной больницы? Социальное такси – дополнительное решение, причем весьма рациональное. Только почему инициируют его сами общественные организации инвалидов? Хорошо, в нашем обществе есть благодетели, а среди владельцев таксомоторных предприятий – гуманисты, способствующие реализации этого «транспортного проекта». Вообще, обидно за областной центр – здесь политэлита видимо инвалидов ценит меньше, чем в ином районном.
Для привлечения внимания к проблемам инвалидов председатель Союза общественных объединений инвалидов Николай Мякшин предлагает коммерческим организациям и неравнодушным горожанам посильно помочь в реализации благотворительного проекта «Доброе такси».
Подробную информацию о порядке участия в проекте можно получить по телефонам: 27-12-80, 29-22-90.
Реквизиты для перечисления средств:
РОО «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области»
ИНН 2901142276 КПП 290101001 ОГРН 1052900012780
Архангельское ОСБ N 8637
г. Архангельск, р/сч. 40703810104000100439,
корр./сч.30101810100000000601
БИК 041117601.
Фото: Фото с сайта Thenews.kz