На сей день «Доброе такси» в Архангельске существует на уровне благотворительности, но для развития услуги благотворительность должна быть системной, а этого гарантировать никто не может. Поскольку областной и федеральный бюджеты на подобные услуги средств не выделяют, ответственность на себя взяла общественная организация инвалидов Архангельской области.
Люди с тяжелой инвалидностью, парализованные остро нуждаются в специализированном транспорте, но их не каждый муниципальный бюджет сумеет потянуть – одна машина стоит больше миллиона рублей. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области недавно выступило с инициативой приобрести специальный автомобиль с подъемником для бесплатных перевозок инвалидов-колясочников – для тех, кто не может пользоваться обычным такси, но все обещания только на словах.
«Конечно, все будет зависеть от возможностей бюджета, но идея, я уверена, не потеряется, – комментирует ситуацию заместитель начальника управления социального развития министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области Елена Колпакова. – Мы надеемся на софинансирование со стороны пенсионного фонда. Этот вопрос пока не решен, но остается во главе угла».
«Одна машина не решит проблему, – уверен председатель общественной организации инвалидов Архангельской области Николай Мякшин. – Со стороны чиновников я не нахожу понимания. Инвалиды сегодня из жизни выключены. Чиновнику, как мне кажется, легче не видеть инвалида на улицах города, а раз уж не видно, значит, нет и проблемы. Мы таким образом не снимем барьеры».
По словам Николая Александровича, в большом городе общественный транспорт для инвалидов недоступен. Обеспечение таксистскими проездными всех нуждающихся инвалидов – процесс дорогостоящий, и если начать решать проблему через центры соцобслуживания, стоимость проезда только увеличится. «Выход я вижу в малом бизнесе, в коммерческом такси – спецуслуги можно закрепить на этом уровне. Сегодня в какой-то степени такие услуги оказываются в Северодвинске, Мирном, Котласе, Вельске, Архангельске».
Благотворительная помощь – помощь адресная, но ее не хватает. «Мы, как можем, помогаем, – говорит председатель Ассоциации такси Архангельска Виктор Доронин. – Чиновники только отчитываются о сделанном, а, к примеру, на установленные в городе пандусы инвалиды не могут заехать. Когда обсуждали покупку низкопольных автобусов, я предупреждал, что инвалиды на них ездить не будут – подъездов-то к остановкам нет. Тут всю инфраструктуру нужно было сначала подготовить. А чиновники отрапортовали: все инвалиды уже ездят на автобусах! Девять машин в 2010 году появилось, и где они сейчас? Ушли в небытие. Деньги выброшены на ветер».
Пока региональное минздравсоцразвития ждет софинансирование из федерального бюджета, «доступная среда» все мельчает. Инвалид изолирован от большой жизни, как полярники в пору исследований от Большой земли. Но если в случае с полярниками это временное «земельное» лишение, то для инвалида – заключение пожизненное. «У меня остеопороз – разрушаются суставы, из дома я почти не выхожу, – рассказывает инвалид второй группы, архангелогородец Александр Клепиков. – Поговорить не с кем, только компьютер и телевизор. Ну, соцработник два раза в неделю придет, врачи ненадолго прибегут. Проблемы у инвалидов в Архангельске не только с передвижением вне квартиры, но и с лекарствами, и с колясками, и с разными мелочами – какие уж тут специализированные машины! Я считаю, что проблему можно решить только на государственном уровне. В Европе, к примеру, в жилых домах предусмотрены лифты для колясочников – у нас же ни в один лифт коляска не влезет. Получается, на коляске из квартиры спуститься невозможно, да и в автобусах опускающихся площадок нет. Пандусы начали устанавливать, но как-то это обустройство быстро прекратилось».
Александр Валерьевич не состоит ни в одной из инвалидных организаций. У центра соцобслуживания, к которому он приписан, есть микроавтобус, но городская служба предлагает транспортные услуги с ограничением по времени, то есть инвалид должен подстроиться под удобные для них часы. Но ради того, чтоб бесплатно довезли до поликлиники, инвалид второй группы не готов в белых коридорах просиживать по два-три часа до приема. Недавно, сдавая анализы, Александр Клепиков потратил на услуги обычного такси три тысячи. «Происходит геноцид народа, негласное давление, – говорит Александр Валерьевич. – Государство палец о палец не ударяет. Пенсионеры, а тем более инвалиды, никому не нужны и считаются обузой, их просто списывают со счетов. В людей веру я, конечно, не потерял, но нечистоплотных людей много. Бесплатное такси – удовольствие дорогостоящее. Пусть все получится, но благими намерениями, как мы знаем, вымощена дорога в ад».
Фото: Фото с сайта Dozor.kharkov.ua