Каждую весну распутица отрезает от большого мира Мезенский район на целый месяц. Зимнюю дорогу развозит, а вместе с водой уплывают белые дорожные одежды. Весенний райцентр мало кого из горожан порадует сухими чистыми улочками. Если на центральном Советском проспекте Мезени картина ещё не так безнадежна, то на Первомайском и Октябрьском проспектах, тем более на поперечных улицах самый настоящий испытательный автодром: вода, ямы, грязь и глубокие колеи, уже наглухо вписавшиеся в городскую жизнь. Испытания ждут водителей и в Малой Слободе.
В этом году администрации города удалось привлечь 3 млн 700 тысяч «дорожных» денег. Первый участок, который отремонтируют мезенские дорожники, – это начало Советского проспекта, въезд в райцентр – от Чупровской до Комсомольской, всего будет «налажено» около трехсот метров. Дальше муниципалитет будет продвигаться по автобусному маршруту: закончат участок Канинский в Малой Слободе от улицы Полярной до улицы Поморской. «Этот аварийный участок мы начали делать в 2010 году и не доделали, поскольку средств было мало, – комментирует ситуацию глава муниципального образования «Мезенское» Алексей Минькин. – После Малой Слободы переключимся на ужасный Первомайский проспект, который для грузового движения, можно сказать, не существует: яма на яме. Планируем заменить бетонные плиты на 100-150 метрах: 50 метров от городской площади до Серафимовича. Плиты поднялись из-за того, что в свое время старую лежневку не убрали».
Алексей Борисович признается, что в этом году планируется не только отремонтировать дороги, но и сделать водоотведение вдоль дорог. Последнее коснется прежде всего центральных улиц, к примеру, Советский проспект от больницы в сторону Красноармейской улицы «оканавят» со стороны аптеки.
«В Мезени давно не был. В прошлом году заехал на час, в глаза бросилась убитая бетонка и хорошие автомобили у жителей, бросилось в глаза и то, что город потихоньку умирает, – говорит архангельский программист Сергей Сырков. – Помню, когда жил в Мезени в начале 1990-х, это был тихий зеленый городок с разнообразными живыми отраслями, а сейчас грязь, серость и одна торговля. Не будет дотационный город цветущим». Не устраивает Сергея и стоимость билета на маршрутках. «Те же 380 км в Шенкурск обойдутся в 500 рублей, а в Мезень – 1500. Но даже если учесть стоимость переправ и то, что нет асфальта (хотя зимой, по-моему, не хуже покрытие), то все равно многовато получается», – резюмирует он.
В райцентре принята социально-экономическая программа развития поселения, в которой указаны все дорожные участки, нуждающиеся в ремонте. 46 миллионов – такая сумма нужна для того, чтобы мезенские дороги были приведены в соответствие с нормативами. «Сегодня в приоритете автобусные маршруты, на втором месте – грузовое движение, поперечные улицы финансово пока не обеспечены, – говорит Алексей Минькин. – Протяженность городских улиц – 29 км, но это только зарегистрированных, тех, что находятся на балансе. В декабре 2011 года дороги были обсчитаны, в общее число была включена вся уличная сеть – получилось 42 км».
«Когда будут приведены в порядок все дороги Мезени, подсчитать нетрудно, – комментирует руководитель мезенской телерадиокомпании «Сполохи» Николай Окулов. – Если протяженность их (только внутригородских) 40 км, а будут ремонтировать по 600 метров (как задумано в этом году и что вряд ли войдёт в традицию), то потребуется более 65 лет. Так что ползать и ползать нам ещё в грязи и в ухабах, если только не свершится российская дорожная революция. Но для её свершения нужно, чтобы вымерли дураки».
2012 год должен ознаменоваться для Мезени следующими обновлениями: дороги – 600 метров, оканавливание – те же метры плюс три-четыре водопропускных трубы. По словам главы муниципального образования, с дорожного налога в городе собирается более 10 миллионов. Поскольку в прошлом году был создан региональный дорожный фонд, 50% всей налоговой суммы остались в области, а уже из этих 50% для района удалось отвоевать семь миллионов. «Именно «отвоевать», – уверяет Алексей Борисович. – Мы забрасывали область письмами, заявляли себя не как район, а как город без дорог. В этом году 7 миллионов разделили пополам между Мезенью и Каменкой, не затронув других поселений. И если сумму в 3 млн 700 тысяч рассчитать по нормативам Архангельска, то там этих денег не хватит и на 200 метров, а мы растягиваем на все 600».
Прежде всего муниципалитет должен правильно израсходовать выделенные средства, но, заметим, что эта «правильность» не будет гарантом финансирования в следующем году. Сегодня неким гарантом стабильности являются мезенские предприниматели, которые готовы предоставить технику для дорожного ремонта, а уж дело муниципалитета – обеспечить материалами. И перейти от бумажной работы к реализации проектов.
*Благодарим за помощь в подготовке материала Николая Окулова
Фото: Фото Николая ОКУЛОВА