Данное исследование носит информационный характер и выполнено по инициативе редакции 29.ru и читателей сайта.
Наша «бензиновая одиссея» завершилась, собранные нами 20 апреля материалы для независимой экспертизы проанализированы. Удивительно, но многие посетители сайта 29.ru решили, что наш репортаж с архангельских АЗС проплачен одной из нефтедобывающих компаний. Другие читатели – а их гораздо больше, чем недоверчивых – просто ждали результатов. Однако и те, и другие дождались: поскольку нас никто не ангажировал на «топливные танцы», независимые эксперты вынесли объективный вердикт. Итак, существует ли на Русском Севере настоящий 95-й бензин?
Шесть проб. Шесть исследований-приговоров неэтилированному автомобильному бензину класса «Премиум ЕВРО-95». Мы задействовали крупные бренды: «Татнефть» (Московский, 37), «ЛУКОЙЛ» (Обводный канал, 9/1), «Роснефть» (Советская, 30), а также «Северную империю» (Воронина, 26), «Ладушку» (Дзержинского, 12) и «Нефтебизнес-АЗС» (Гайдара, 61/1). Все пробы были опечатаны в присутствии свидетелей и доставлены в аккредитованную государством лабораторию ООО «Экспресс-лаборатория» (г. Сыктывкар, Республика Коми, ул. Лесная).
Эксперты отметили, что при вскрытии проб наблюдалась увеличенная испаряемость, ощущался резкий запах, не характерный для неэтилированного бензина, что свидетельствует о наличии высоколетучих – как правило, ароматических – углеводородов и иных соединений, а цвет варьировался от светло-желтого до бледно-синего. «Эти данные свидетельствуют о смешении с высокооктановыми компонентами (присадками) или нарушении технологии производства товарного нефтепродукта, в данном случае – бензина неэтилированного «Премиум Евро-95», – комментирует директор лаборатории Владимир Ушаков.
Каждая проба прошла лабораторные исследования по семи пунктам, включавшим и экологичность топлива, и безопасность его для двигателя. В качестве параметров в том числе – октановое число, содержание водорастворимых кислот и щелочей, наличие массовой доли серы.
Внешний вид
В лаборатории топливу дали отстояться, чтобы визуально можно было определить, наличествует ли в колбе вода или механические примеси, которые могли бы негативно сказаться на работе топливной системы автомобиля. «Фэйс-контроль» все образцы прошли удачно – в «Экспресс-лаборатории» их охарактеризовали как «прозрачные и чистые».
Плотность бензина
Плотность бензина «ЕВРО-95» при 15 градусах Цельсия должна составлять от 720 до 775 кг/м3 (ГОСТ Р 51069-97). В стандарт уложились все «девяносто пятые», показав результат от 743,6 до 753,5 кг/м3. По максимуму «сработали» «Роснефть» (753,5), «Нефтебизнес-АЗС» (753,2) и «ЛУКОЙЛ» (745,9). Директор «Экспресс-лаборатории» Владимир Ушаков отметил, что пробы №3 («Нефтебизнес») и №4 («Роснефть») – топливо тяжелое, близкое к летнему, хотя в пределы требований стандарта полученные единицы входят.
Медная пластинка
Выдержали образцы и испытание медной пластинкой – универсальный способ оценки коррозионной активности моторных топлив, зависящей от общего содержания активных соединений серы. Сера и ее соединения воздействуют на медь и ее сплавы, вызывая возникновение черных, темно-серых, коричневых, бурых пятен или налета. Пластину из чистой электролитической меди в «Экспресс-лаборатории» помещали в топливо и выдерживали три часа при температуре 50 градусов по Цельсию. После трехчасовых испытаний пластина осталась чистой. Таким образом, лаборатория подтвердила: представленный бензин принадлежит «классу I».
Сера и водорастворимые кислоты
К слову о массовой доле серы в неэтилированном автомобильном топливе. Определение серы осуществлялось методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии на основании ГОСТ Р 51947-2002. По ГОСТу, содержание серы в бензине не должно превышать 150 мг на кг. И здесь следует отметить достойное прохождение образчиков нашего испытания. Мизерное содержание серы (4 мг/кг) – у «ЛУКОЙЛА». Далее по возрастающей: 13 – у «Северной империи», 17 – у «Татнефти». Показатель в 25 мг/кг дала проба «Ладушки», на один миллиграмм больше – у ООО «Нефтепродукт-АЗС». Самую высокую концентрацию данного элемента (40 мг/кг) выдал образчик из соломбальской «Роснефти».
На основании стандарта (ГОСТ 6307-75) проводилось и исследование бензина на содержание водорастворимых кислот и щелочей. Топливо даже с ничтожным содержанием их непригодно к «баковым заливкам». Все эти соединения вредно отражаются на долговечности двигателей, приводят к повышенной коррозии и износу, нагарообразованию. Таковых соединений ни в одной из шести проб не было установлено.
Фракции «ЕВРО-95»
От фракционного состава бензина зависят такие эксплуатационные характеристики двигателя, как легкость и надежность пуска, длительность прогрева, приемистость автомобиля. Фракцией называют часть бензина, выкипающую в определенных температурных пределах. По ГОСТу Р ЕН ISO3405-2007, долю испарившегося бензина выделяют в процентах при температурах 70º C (И70), 100 (И100) и 150º C (И150). Кроме того, высчитывают проценты в конце кипения и измеряют остаток в колбе – он не должен превышать два процента от общего объема. Все наши бензиновые образцы кипели и испарялись в пределах нормы. Доля остатка в колбе не превышала допустимых процентов.
Октановое число
Октановое число – следующий параметр – определялось двумя методами: моторным и исследовательским при помощи прямого измерения «Анализатором качества нефтепродуктов «SX-300». В моторном методе моделируют работу двигателя в условиях больших нагрузок (движение по шоссе с высокой скоростью), в исследовательском – в городских условиях (скорость движения невелика и происходят частые остановки). Буква «И» в марке бензина АИ-93 как раз и означает, что октановое число этого бензина получено исследовательским методом. И от него зависят качество и цена бензина. Октановое число по моторному методу должно составлять не менее 85,0, по исследовательскому – не менее 95,0.
Самый высокий показатель по моторному методу (с запасом в одну десятую) – у «Татнефти» (85,1). Ровно 85,0 показал «ЛУКОЙЛ». Немного не дотянули до восьмидесяти пяти остальные заправки, оставшись с октановым числом в 84,9 и 84,8. Ровно в 95 единиц октанового числа по исследовательскому методу уложились «Татнефть», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». «Хвостисты» недобрали всего одну или две десятые.
Выводы
На основании проведенной экспертизы мы можем назвать бензин неэтилированный премиум-класса «ЕВРО-95» качественным и безопасным. Наилучшими признаны образцы, взятые с первых двух заправок – «Татнефть» и «ЛУКОЙЛ». Поскольку все «девяносто пятые» прошли испытание содержанием серы успешно (индекс содержания чистой серы в архангельском бензине в стандарты укладывается), то бензин можно назвать экологически безопасным.
Фото: Фото с сайта Finzah.com.ua, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО