На 32 километре Карпогорского направления находится садово-огородническое товарищество (СОТ) с романтичным названием «Озерный». Кооператив при нем был организован еще в далеком 1991 году – «Северному морскому пароходству» было выделено 600 земельных гектаров. В те времена СОТ насчитывало более трех тысяч «товарищей», а если быть точными – 3072. Земля была поделена на 12 квадратов, между квадратами были проторены просеки, и из четырех километров подъездного пути построена только половина. На сегодняшний день кооперативу принадлежит всего восемь гектаров, да к тому же началась вражда с областным союзом садоводов по дорожным делам.
А вот так все начиналось. Как рассказывает председатель кооператива СОТ «Озерный» Леонид Осипенко, с 1991 по 2000 годы строительство подъездной дороги велось, но по сто-двести метров в год. «Земля там хорошая, не болото, но сегодня просеки уже позарастали ивняком и молодой березой. Просеку, конечно, видно, но кустарник быстро растет», – замечает Леонид Васильевич. Экс-председатель кооператива Лидия Попова говорит, что в 1991 году все начиналось радужно – участники кооператива сдали на строительство подъездного пути к СОТу по 1200 рублей (к слову, рядовой инженер тогда получал 120 рублей). «Всего раздали 1336 участков, но сумма хорошая получилась – все сдали деньги без лишних разговоров, – продолжает Лидия Гавриловна. – Деньги мы положили на счет в один из госбанков, у нас сохранились и сберкнижки, и квитанции. В 1991 году была договоренность с подрядчиком на строительство дороги, но в 1992 году деньги обесценились, мы не успели ни копейки потратить».
В 1994-1995 годах «Северное морское пароходство» оплатило строительство платформы длиной в 120 метров на 32 км Карпогорского направления. Спустя некоторое время несколько плит было украдено, рассказывают входящие в СОТ участники. Они писали в транспортную прокуратуру, но дело не возбудили, замяли. «Мы обращались и в железнодорожную милицию, не могли найти концов, – объясняет Лидия Попова. – Платформу проплачивало пароходство, а поскольку там руководители сменились, мы ничего не могли пробить. И областной союз садоводов много нам вреда принес: сколько нас «мытарит» председатель! Другой руководитель нам только дельные советы давал... «Озерный» хотели расширять, можно было еще участки нарезать, но люди стали из кооператива выходить, остались единицы».
После 1992 года членские взносы участники СОТа не вносили, а споры бывшего и нынешнего председателей кооператива с областным союзом садоводов уже переросли в откровенные конфликты – двусторонняя договоренность по сей день не достигнута. Союз, в частности, просит СОТ предоставить документы для подтверждения членских и целевых взносов. «Нам предлагают собирать деньги – по тысяче, к примеру, но никто не будет деньги сдавать. На оставшиеся два километра нам одномоментно должны дать субсидию, а мы потом взносами заплатим, – комментирует ситуацию Леонид Осипенко. – Нужно обязать кого-то построить дорогу».
Председатель областного союза садоводов Татьяна Врагова уверена, что без проведенной линии электропередач люди не пойдут в кооператив. «Сегодня все завязано на электричестве: мотоблоки, сенокосилки, телевизоры. Кооперативы собирают деньги, вкладывают, деньги потом государство возвращает, а возвращенные деньги вновь вкладываются в дело, – говорит Татьяна Степановна. – Мы понимаем проблемы и боль кооперативов, но есть порядок предоставления субсидий, деньги должны быть собраны. Сегодня союз выделяет денежные средства тем, кто их еще не получал».
Из сложившейся ситуации Татьяна Врагова видит такой выход. «Во-первых, СОТу нужно предоставить сметную документацию. На очередь по выделению денежных средств мы ставим по мере поступления заявок. Заявку без сметы на строительно-монтажные работы мы не принимаем. В СОТ «Озерный» состоит 53 человека, они могут собрать по сто, по тысяче рублей, ведь бесплатный сыр только в мышеловке. Леонид Васильевич уверяет, что кооператив смету сдал, но я этой сметы не видела, да и ведет он себя на совещаниях недостойно. Я самостоятельно записала СОТ на электрификацию по федеральной программе, а то у них ни света, ни дорог. Составила примерную смету, все сделала на глаз», – резюмирует госпожа Врагова.
Как уверяет Леонид Васильевич, сводный сметный счет для строительства дороги к СОТ «Озерный» есть, он составляет 75 151 850 тыс. рублей. Но почему же смета не предоставлена в союз?
Налицо двусторонняя личная неприязнь – компромисса так не достичь и дело с мертвой точки не сдвинуть. Землей «озерные» горожане не пользуются, но налог исправно платят. А места-то грибные-ягодные пропадают. Почем зря.