В городе корабелов завершилась аудиторская проверка ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие». Администрация Северодвинска напоминает, что год назад директором тогда еще муниципального предприятия был назначен Алексей Васильев. По требованию Закона об акционерных обществах ОАО со стопроцентным участием, муниципалитеты обязаны публиковать отчеты о своей финансовой деятельности. Финальному аккорду в виде отчетов предшествуют аудиты достоверности бухгалтерской отчетности.
На предприятии была проверена документация за период с 15 августа по 31 декабря 2011 года. Специалисты сделали следующий вывод: положение сложное, но не критическое. При подведении окончательных итогов сравнивались два периода: с 15 августа по 31 декабря 2010 и 2011 годов. Выручка автопредприятия, исходя из последних цифр, выросла на 11 процентов, но прирост этот состоялся благодаря повышению стоимости проезда с 14 до 15 рублей в прошлом году. Себестоимость, куда, к примеру, входит оплата труда и отчисления в фонды, увеличилась на 30 процентов. Но в противовес этому рост расходов предприятия составил 40 процентов, в рост пошла и аренда транспортных средств (53 процента). Результат – 64 процента убытков.
О причинах тяжелого финансового положения рассказал начальник правового управления администрации Северодвинска, член совета директоров ОАО Александр Постников. Разумеется, в первую очередь предприятие подкосило наличие многомиллионных долгов прошлых лет, возникших еще до 2009 года. Долги, по словам Александра Андреевича, образовались вследствие кабальных договоров аренды транспортных средств: в 2009 году стоимость аренды была снижена, но накопленная задолженность так и не была выплачена. Во-вторых, с 1 января 2011 года в связи с изменением налогового законодательства единый социальный налог (26 процентов) был заменен на страховые взносы, равные 34 процентам. Задолженность по налогам и взносам во внебюджетные фонды росла, что приводило к постоянной блокировке счетов. И масла в долговой огонь все подливает, по мнению члена директоров ОАО, экономически необоснованный тариф. Сегодня стоимость проезда в Северодвинске составляет 17 рублей, при том, что транспортники доказывали областному агентству по тарифам и ценам необходимость установления платы в размере 21–22 рублей.
«В Архангельске решение вопроса по тарифам безобразно затянули, это продолжается уже второй год, – признается председатель автотранспортников Архангельской области Виктор Доронин. – Автотранспортные предприятия Северодвинска задолжали и налоговой, и коммунальщикам, даже зарплату задерживают, что в наше время просто недопустимо. Стоимость проезда они запрашивали в 22 рубля, но повысили им только до 17 рублей, то есть на один рубль. Но такова политика властей». Виктор Яковлевич отмечает, что все расчеты по тарифам в областном центре уже сданы, но сейчас ведется растягивание каната с Агентством по тарифам и ценам. «К стоимости проезда добавят не больше одного рубля. Знаю, что 14 машин на 54-м маршруте будут продавать, поскольку убытки составляют до 10 000 рублей в день. В Москве проезд в таких же машинах, как и у нас, стоит 24 рубля, а пассажиропоток в столице не сравнишь с нашим, провинциальным», – резюмирует эксперт.
Но вернемся к городу корабелов. 44 автобуса, что составляют почти треть всего подвижного состава ОАО, находятся в аренде (2,2 млн рублей в месяц). Как сообщает пресс-служба администрации Северодвинска, сильным ударом явилось экономически необоснованное увеличение заработной платы сотрудникам, что повлекло за собой рост объема отчислений в различные фонды. Получилось так: средств не было, но оклады повысили почти на 30 процентов. Но, несмотря на обозначенные проблемы, автопредприятие сегодня работает: обеспечивает функционирование городских маршрутов, проводит пред- и послерейсовый медицинский осмотр водителей, содержит диспетчерскую службу и своевременно ставит на ремонт свои автобусы.
Председатель профсоюза автотранспортников и дорожного хозяйства Архангельской области Ольга Ноговицына признавалась в ноябре 2011-го, что в Архангельске положение много хуже, чем в Северодвинске. «В Северодвинске появился новый руководитель, который поставил задачи и взялся их поэтапно решать. Раньше зарплаты на ПАТП не достигали и областного уровня, а сейчас средняя зарплата составляет 28 тысяч. Нас очень радуют такие перемены. В Архангельске большинство предприятий – частные, и не бывает такого, что всем сразу повышают зарплату: зарплата здесь зависит от выручки и количества рейсов». Ольга Николаевна сказала, что таких преобразований, как в Северодвинске, в столице Поморья не ожидается.
А может, и не нужны они, эти перемены? Архангельские автопредприятия тоже не успевают считать убытки. Этим мы на Северодвинск, ой, как похожи.