Пока автовладельцы и пешеходы гадали, что же там такое строится во Зеленом во Бору, это что-то уже начало функционировать. И зовется этот объект первым подземным пешеходным переходом в Архангельской области. «Я даже не представляла, что наша почва позволяет строительство подземок.. А не потонет переход вместе с пешеходами, да и много ли пользы от данного сооружения?» – восклицает режиссер-сценарист и молодая мама Екатерина Широбокова. Ответить на эти вопросы сайт 29.ru попробует, поскольку и нас интересует: а не потонет ли?
Почему же для подземки выбрали именно этот участок федеральной трассы? «Проанализировав ситуацию с аварийностью на данном участке дороги, мы выяснили, что в 2009 году был выявлен очаг аварийности – четыре ДТП, два из которых – столкновения. Тогда уже появились разговоры об обустройстве перехода, – рассказывает старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Архангельской области Инна Мирошниченко. – В 2010 году было зафиксировано одно ДТП, в 2011 – тоже, в текущем году ни одного». По словам Инны Петровны, в 2013 году планируется реконструкция трассы М-8 на участке от поселка Железнодорожников до железнодорожного моста. Трассе будет присвоена I категория – появятся четыре полосы и разделительная между ними. «Подземный переход был построен на перспективу, он разделяет пешеходный и транспортный потоки. Ведь очаг аварийности образуется, когда пути автомобилей и пешеходов сходятся, – продолжает старший инспектор. – В 2012 году планируется возведение второго подземного перехода – в черте города со стороны Левого берега (1226 км). Это подъем на железнодорожный мост, район остановок общественного транспорта».
Как отметил начальник оперативно-производственного отдела УПРДОР «Холмогоры» Алексей Бабицкий, подземный переход строится по федеральной программе безопасного движения. А выделен был на возведение подземки не какой-нибудь там миллион рублей, а целых 50. Эксперты утверждают, что дороговизну оправдывает множество техники: тут вам и насосная станция, и ступеньки с подогревом, и павильоны-резервуары. Поначалу рассматривалось три варианта перехода: два наземных и один подземный. Этот проект оказался самым выгодным из всех предлагаемых.
Менеджер по продажам Виктория Грехова не разделяет радужных мыслей о снижении аварийности: «Пешеходов на дороге меньше не стало – так же активно бегают. Средства, которые были потрачены на строительство подземки, можно было сэкономить, просто-напросто обустроив кнопочный светофор и нарисовав зебру. Лучше бы разгрузили съезд с ж/д моста, чтоб в Архангельск въезжали не только по Обводному каналу, но и по Розе Шаниной, к примеру. Идея о четырех полосах – интересна и забавна. На мосту-то все равно идет сужение дороги, или мост сумеют расширить?»
Съемочная группа 29.ru не могла не удостоить вниманием сей интереснейший объект. «Верх выполнен из дешевого профнастила, боковые стекла из оргстекла. Мне кажется, эстетичней было бы использовать обычное стекло», – заметил коллега. Окна дверей выбиты, с потолка во внутренних помещениях стекают ручейки. Отделочные работы выполнены некачественно. Фонари постоянно отрывают, жалуются рабочие.
«Я не слышал, чтобы лица, принимающие решения о строительстве подземного перехода в Зеленом Бору, интересовались мнением населения по этому вопросу. Решение, очевидно, было принято где-то в кабинетах. Чем руководствовались большие начальники – мне неизвестно, – рассуждает член центрального Совета партии «Справедливая Россия» Юрий Шаров. – Ограничение скорости до 40 км/ч как было на этом участке, так и осталось. Люди как бегали через дорогу в неположенных местах, так и бегают до сих пор. Переход рискует стать памятником чиновничьей глупости». Юрий сожалеет, что в Архангельской области нет институтов гражданского контроля: «Нам нужен региональный Алексей Навальный, чтобы следил за распилами и откатами, за глупостями и нецелевым расходованием нашего нищего бюджета. Такой институт однозначно появится, это веление времени. Рано или поздно люди осознают, что в их власти контролировать подобные бюджетные траты».
С вопросами о затраченных средствах и целесообразности возведения подземного перехода на данном участке дороги мы обратились в компанию «СПК-Мост», возводившую подземку. Заместитель главного инженера подрядной организации ООО «СПК-Мост» Александр Пустынный отмечает, что стоимость работ по контракту составляла 49,5 млн рублей. Работы были выполнены в соответствии с утвержденным проектом. «Проектно-сметная документация объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта федеральной дорожной сети в обязательном порядке направляется в ФАУ «Главгосэкспертиза России», – уточняет эксперт. – Заключение, данное организацией, позволяет подтвердить соответствие принятых технических решений с точки зрения безопасной эксплуатации сооружения и его долговечности, а также формирование сметной стоимости строительно-монтажных работ. Это исключает так называемое «раздувание смет».
Возведение пешеходного перехода было начато в сентябре 2011 года, и уже в конце ноября объект был готов. Сегодня он функционирует в нормальном режиме, вместе с тем в рамках гарантийных обязательств вносятся незначительные косметические исправления. «Появление воды в пешеходном переходе связано со сложными грунтово-геологическими условиями строительства, продолжительными ливневыми дождями и конденсацией влаги, – комментирует ситуацию эксперт. – В случае появления влаги после дождей проектом предусмотрены специальные водоотводные устройства. Предпосылок для затопления перехода нет».
Александр заметил, что после реконструкции дороги разделительную полосу пешеходу невозможно будет пересечь. «Ходят слухи, что можно было поставить светофор и обойтись без масштабных вливаний, но параметры автомобильной дороги на этом участке будут доведены до I технической категории. Это означает, что разрешенная скорость движения может доходить до 150 км/ч. Нужно помнить, что пересечение дорог I категории с другими автомобильными дорогами и пешеходными переходами на одном уровне запрещается. Между полосами встречного движения устраивается специальная разделительная полоса, а также мощное барьерное ограждение. Сегодня люди ленятся спуститься в переход, а потом привыкнут».
Фото: Фото из архива 29.ru, видео и монтаж Алексея МОЛОКОВСКОГО