Штраф в двойном размере не действует, административный арест не отрезвляет? В Госдуму внесен законопроект по новому наказанию для отвязных водителей. Если нарушитель не оплачивает штраф вовремя, ему могут назначить обязательные работы до 50 часов. Контролировать исполнение этого «долга» будут судебные приставы. Сейчас, если водитель получает штраф, ему дается 10 суток на его оспаривание, потом наступает отсчет 30 дней, в которые нарушитель должен расплатиться. Если в этот срок квитанции не оплачены, к судебным приставам поступает исполнительный лист на взыскание этого долга. Нарушитель даже после этого не идет на контакт? По статье 20.25 КоАП ему грозит новый штраф в двойном размере первоначального долга или административный арест до 15 суток. Но это производит впечатление далеко не на всех: нарушитель как не платил, так и не платит; отсидел сутки – и поехал лихачить дальше.
Решили идти другим путем и взять на вооружение практику из уголовного права. Предложили наказывать злостных неплательщиков бесплатным трудом на благо общества. Назначать им обязательные работы в личное время – минимум два часа в день. Виды этих работ и объекты, на которых они выполняются, определяют местные власти по согласованию с приставами. Как правило, это деятельность, которая не требуют специальных познаний или навыков: уборка, благоустройство, подсобные работы и так далее.
Например, водитель изъездил весь газон, не платит за это штраф или не имеет возможности отдать пять тысяч – суд ему назначает обязательные работы. Его отправляют облагораживать испорченную территорию. Тогда человек будет осознавать, сколько трудов и сил вложено в дело, ведь ломать – не строить.
«Принудительные работы, на мой взгляд, это более действенная мера, нежели штраф в двойном размере. Если нарушитель не платит штрафы, административный арест ни по чем, то работы заставят задуматься. Тем более если у человека нет в данный момент материальной возможности расплатиться, почему бы не отработать свой проступок в пользу общества? Обязательные работы не из самых приятных, и вряд ли водителю захочется пережить этот опыт еще раз», – говорит директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов.
Максимальный срок отработки, который может назначить суд, – 50 часов. В неделю нарушитель должен провести на обязательных работах 12 часов, и это в свободное от основной работы или учебы время. Важно еще и то, что задания для всех одинаковые, независимо от социального положения человека: встал из кожаного офисного кресла – вечером убери во дворе. Для кого-то двойной размер штрафа – пшик: отдал деньги и забыл, а профессиональный дауншифтинг отрезвляет. И другим, кто понаблюдает за «работой над ошибками», не повадно будет.
В пояснительной записке к законопроекту подтверждается, что нынешняя система не всегда обеспечивает неотвратимость наказания. Взыскать деньги порой невозможно просто потому, что их нет, как и имущества. «При этом арест в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры применяется крайне редко. Такое положение вещей порождает у лиц, совершивших административные правонарушения, ощущение безнаказанности и, как следствие, повторное совершение ими противоправных действий», – прописано в документе.
То есть заставить человека отработать долг якобы проще, нежели дождаться оплаты?
Эксперты не раз говорили, что действующие законы не настолько плохи – их просто не научились исполнять. И не факт,что новые наказания будут эффективнее – где гарантия, что появится должный контроль? Если его не будет, никакие жесткие санкции, описанные на бумаге, не «выстрелят» с нужной силой.
«Сомневаюсь, что обязательные работы для водителей-нарушителей дадут какой-то эффект. Административный арест действует не на всех, а если контроль за исполнением возложат на приставов, мера вовсе окажется «нулевой». Они и сейчас со своими задачами в полной мере не справляются», – считает автоюрист Лев Воропаев.
А в целом идея с обязательными работами правильная: от наказания будет хоть какая-то реальная польза, а возможно, и самих нарушителей-рецидивистов станет меньше. Не зря говорят, что труд сделал из обезьяны человека и продолжает его облагораживать.