«Мы чаще обсуждаем вопросы энергетики, а сегодня из ряда вон выходящий вопрос – об увеличении проездного тарифа в общественном транспорте: муниципалитет выступил с просьбой об установлении тарифа в ночное время», – таким уведомлением модератора открылось совещание общественного совета по тарифам, проведенное вчера в здании областного правительства. На повестке дня вопрос: нужен ли ночной тариф в архангельских автобусах, и как его применять? В отсутствие официального проекта-решения общественная дискуссия была призвана «что-то решить».
По словам директора МУП «АПАП-1» Александра Ситкова, сегодня по улицам-проспектам областного центра на 50 маршрутах ездят 532 автобуса. Протяженность линии составляет свыше тридцати километров. «Поздним вечером, как правило, пассажиропоток уменьшается до минимума, – прокомментировал эти данные директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин. – Чтобы не снижать результат работы транспорта, мы предлагаем ввести ночной тариф».
О последнем за день маршруте – с 20 часов 30 минут – наши перевозчики просто забывают. А горожане трудятся в основном в центральных округах и, простите за каламбур, с трудом возвращаются домой. Поскольку рабочий день заканчивается примерно в девять-одиннадцать вечера – рассчитывать на «Пазики» невозможно. «Стоит вспомнить посетителей драмтеатра, поздних киносеансов. К началу спектакля люди, конечно, приедут. А как добираться обратно на автобусе? Об этом нельзя молчать!» – говорил собравшимся господин Плюснин.
В целях улучшения работы общественного транспорта с января текущего года в областном центре введены вечерние рейсы следующих автобусов: 10у – Северный округ, 22 – поселок Силикатый, 31 – поселок Цигломень, 23 – поселок Турдеево. Время их отправления – девять-десять часов вечера, курсируют они по Архангельску до 23.30. И стоимость проезда в автобусах не идет ни в какое сравнение с такси. Поездка в последнем из центра города до Фактории составляет 170-200 рублей, до Экономии – под двести, от Экономии до округа Варавино–Фактория – пятьсот «деревянных». Мэрия предлагает взимать 35 рублей за один «поход в ночное», причем на строго ограниченном количестве маршрутов (к примеру, Северный округ, Цигломень, Катунино). Время действия тарифа – с 21 часа до 6 утра. Владимир Плюснин уверен, что новый тариф дарует маршрутам безубыточность, водителям – заинтересованность, а горожанам – удобство при планировании поездок в вечернее и ночное время.
Муниципалитет планирует превратить автобусы в «скорый пассажирский поезд» – чтобы расписание соблюдалось тютелька в тютельку. С 30 июля по 5 августа, к примеру, работу общественного транспорта строго контролировали. Единственное выявленное нарушение – опережение графика на пять минут. Однако с «гонками по пересеченной местности», что практикуют перевозчики, мэрия справиться не может. Анализ трафика за семь месяцев в свою очередь показал следующее: вечером горожане едут в одном направлении – из центра, а с окраины (допустим, с Экономии) «карета» возвращается уже пустой или полупустой. Владимир Плюснин признался, что домой в Маймаксу добирается автобусом – чтобы чистота эксперимента присутствовала.
Консультант отдела ценообразования на транспорте и в непроизводственной сфере агентства по тарифам и ценам Юрий Попов указал, что фактических данных о ночном потоке нет. По расчетам агентства, тариф с десяти вечера до шести утра должен составить 24 рубля при расчете на 42-110 человек, а при минимальной заполняемости (5-13 человек) смысл перевозки теряется. «Мне интересно, насколько тариф в 35 рублей повлияет на экономику?» – вопрошал эксперт.
«Потребность в этой услуге есть, – уверен начальник отдела цен и тарифов управления экономики администрации Северодвинска Анатолий Головин. – Но сколько мы ни объявляли конкурсы на ночные маршруты, это перевозчиков не прельстило. Мы поддерживаем мэрию Архангельска. Только нужно просчитать тариф подробно – с учетом протяженности маршрутов, более детально изучить ценообразование».
Но хитрым водителям дай волю – они будут опаздывать. И если до 21 часа действует дневной тариф, а ночной – с 22.00, то они у остановки нарисуются не в 21.50, а в 22.05. Кто за этими фокусами следить будет? Альтернатива такси – хорошо. Честная альтернатива – еще лучше.
«Я за ночной тариф с 21 часа – это выгодно и предпринимателям, и мэрии, и в сторону понижения – и по времени, и по тарифу, – говорит председатель регионального отделения «Опоры России» Сергей Антуфьев. – Для семьи такси, конечно, и выгоднее, и комфортнее, но для одного человека – ночной автобус выгодней».
Решение проблемы с введением ночного тарифа должно быть безусловно взвешенным. В узком кругу (в общественном совете) необходимо просчитать все риски и выйти, не колеблясь, с готовым решением к людям. Новая услуга для населения – это готовый рецепт, а не набор ингредиентов для неизвестного блюда. Члены совета пообещали, что обсуждение больше недели не продолжится, и менее месяца займет опрос общественного мнения. Вопрос ведь не в тарифе, а организации пассажироперевозок. И тут уж первую скрипку должен играть муниципалитет, отметили на совещании.
Фото: Фото с сайта Karpovka.net