Для жителей деревни Цигломень трасса Архангельск – Северодвинск – это главный канал связи с внешним миром. Вот только добраться до шоссе по-прежнему проблематично. Деревня расположена на полуострове и отделена рекой Северная Двина и протокой Цигломинка от одноименного поселка, а транспортного сообщения с «большой землей» фактически нет.
Муниципальная власть Архангельска, согласно данным пресс-службы мэрии, готова обеспечить прокладку новой дороги, поскольку имеющуюся назвать дорогой можно очень осторожно. По утверждению главы администрации Исакогорского и Цигломенского округов Николая Боровикова, подрядная организация выполняет административные заявки и регулярно производит расчистку железобетонного пути от улицы Комбинатовской (деревня Цигломень) до шоссе Архангельск – Северодвинск.
Предложение мэрии областного центра организовать по данной дороге автобусное движение не нашло поддержки в ГИБДД. Госинспекция не согласовала ее использование для осуществления пассажирских перевозок. Как сообщил начальник управления дорог и мостов Алексей Норицын, для выполнения всех предписаний и приведения пути в нормативное состояние необходимо около 87 млн рублей. Такая сумма требуется на расширение дорожного полотна с трех до восьми метров, на устройство тротуаров и строительство линии освещения. Причем часть трехкилометровой трассы находится на территории Приморского района и, даже если деньги будут выделены в бюджете Архангельска, это создает проблему с их целевым использованием.
Есть еще технологический мост через реку Цигломень, принадлежащий ЗАО «Лесозавод №25». Однако он начинается не от деревни Цигломень, а с острова реки, и прямое сообщение жителей улицы Комбинатовская с поселком Цигломень не обеспечивает. В летнее время комбинатовцы (а их в пяти муниципальных и 16 частных домах прописаны 68 человек) традиционно переправляются на лодках до острова в русле протоки, а далее – по технологическому переходу до промышленной зоны ЗАО «Лесозавод №25». Через русло реки Цигломень в период навигации осуществляется движение плотов, то есть действует переправа на подручных (и не сертифицированных) плавсредствах. И она, что очевидно, небезопасна. Плюс вышеуказанный мост не принадлежит муниципалитету, а значит, проход по нему может быть закрыт руководством ЗАО «Лесозавод №25».
Важно отметить, что руководство предприятия до настоящего момента не препятствовало проходу жителей деревни через промзону. В связи с модернизацией лесозавода и расширением производства район лесопильного цеха и сортировки пиломатериалов (здесь происходит движение тяжелой техники) стал объектом повышенной опасности. И в соответствии с федеральным Законом №116 «О промышленной безопасности» доступ посторонних лиц в промзону запрещен. Кроме того, действуют санитарные нормы для учащихся сельской местности, делающие подвоз школьников к месту учебы невозможным. Хотя, на улице Комбинатовской проживают пять детей школьного возраста и лишь трое посещают школу №69, находящуюся в областном центре, – проблема транспортного сообщения не теряет остроту.
Поскольку автомобильная дорога Архангельск – Северодвинск не является муниципальной собственностью, обустраивать на ней остановочные пункты общественного транспорта мэрия не имеет права. Последняя обращалась в министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области с просьбой организовать комиссионное обследование возможного места оборудования остановочного пункта в районе моста через реку Исакогорка со стороны Архангельска. Областная комиссия провела обследование и резюмировала: остановки недопустимы, исходя из требований безопасности дорожного движения.
В общем, единственный выход, с позиции мэрии Архангельска, – это прокладка новой дороги от трассы Архангельск – Северодвинск до деревни Цигломень. Дорога эта протянется вокруг запланированного к строительству поселка Малое Никольское и выйдет на шоссе в районе поселка Зеленец. Возводить дорожное сообщение планируется в рамках развития инфраструктуры участков под индивидуальное жилищное строительство по проекту «Малое Никольское». Предполагается использовать механизмы муниципально-частного партнерства. На встрече с председателем правления НП «Малое Никольское» Андреем Жилиным мэр Виктор Павленко обсудил указанный проект. Был рассмотрен вариант восстановления ранее существовавшей дороги от поселка Зеленец вдоль Никольского рукава Северной Двины до поселка Малое Никольское и деревни Цигломень. Протяженность былого пути – три с половиной километра.