В Архангельске будет создано муниципальное предприятие «АПАП–3». Такое решение принято на состоявшейся сессии Архангельской городской Думы.
Как пояснил директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин, на МУП «АПАП–1» и «АПАП–2» сложилась ситуация, в результате которой возник дефицит должностей рабочих специальностей – водителей и кондукторов. Предприятия работают по упрощенной системе налогообложения, что ограничивает среднесписочное количество персонала предприятий – не более ста на каждом из них. Дополнительная потребность в численности сотрудников составляет 50–60 человек.
Кроме того, с 1 января 13 школьных автобусов переданы предприятию МУП «АПАП–1» для перевозки учащихся, что повлекло увеличение количества транспортных средств на балансе предприятия. В случае создания МУП «АПАП–3» появится возможность передать часть автобусов из МУП «АПАП–1» и МУП «АПАП–2», распределив их таким образом, чтобы на каждом предприятии было не более 20 единиц транспортных средств.
– Новое предприятие, занимаясь, в первую очередь, перевозкой школьников, будет обеспечено муниципальным заказом, что позволит ему работать без убытков, – пояснил Владимир Плюснин.
Депутат гордумы Татьяна Куликова призвала коллег поддержать предложение мэрии: «Я, наверное, чаще всех вас пользуюсь общественным транспортом и могу сравнить работу коммерческого и муниципального. Муниципальные автобусы вместительные, что обеспечивает комфортные условия для пассажиров, в них всегда высокое качество обслуживания, культурные кондукторы, остановки, как положено по маршруту».
По мнению председателя гордумы Сергея Моисеева, коммерческие автобусы нацелены на получение прибыли, и только муниципальный транспорт способен нести социальную нагрузку и снижать социальную напряженность. В итоге народные избранники приняли положительное решение по этому вопросу.
Однако позитивный настрой, сложившийся при принятии решения о создании «АПАП–3», полностью противоположен настроениям тех, кто, собственно, трудится и будет трудиться на этих самых предприятиях. Как рассказывает председатель первичной профсоюзной организации «АПАП–1» Анна Ивахнова: «настроения у работников революционные».
В конце апреля этого года на совместном заседании постоянных комиссий по вопросам городского хозяйства, финансов и бюджета депутаты городской думы жарко обсуждали вопросы о внесении изменений в бюджет текущего года. Среди важнейших вопросов – возмещение убытков автотранспортным предприятиям города, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа автобусами большой вместимости.
Тогда директор «АПАП–1» и «АПАП–2» Александр Ситков доложил, что в 2011 году убытки предприятий составили более 52 миллионов рублей, кредиторская задолженность – более 12 миллионов. По сегодняшним подсчетам, убытки в 2012 году составят более 67 миллионов рублей. Основными «убыточными» причинами Александр Викторович считает рост стоимости топлива на десять процентов, невозможность работать по упрощённой системе налогообложения. Предприятия не справляются с ростом расходов на выплату заработной и арендной платы, с выполнением поздних рейсов. Выходов из сложившейся ситуации Ситков предложил несколько: участие автотранспортных предприятий в конкурсах на более рентабельных маршрутах и повышение стоимости проезда. Кроме того, Александр Викторович говорил о необходимости введения строгого контроля за сбором выручки и расходом топлива на автобусах.
Видимо, строгий контроль за расходом топлива стал основным инструментом борьбы с убытками. Как рассказал Сергей Сергиевский, специалист организационного отдела Федерации профсоюзов Архангельской области, работодатель экономит на топливе, урезая норму на рабочую смену, поэтому если у водителя получился перерасход, то его лишают премии: «Водитель, чтобы его не лишили премии, вынужден меньше топить, – объясняет Сергей Сергиевский. – В итоге, уже было зафиксировано переохлаждение одного кондуктора. И стоит отметить, что настоящие холода еще впереди. За перерасход зарплата урезается так, что водитель за 16 смен может получить лишь 9000 рублей. Помимо прочего, Александр Ситков игнорирует коллективный договор, который помог бы рабочим нормализовать ситуацию с зарплатами на предприятии».
К словам Сергея присоединяется и председатель первичной профсоюзной организации «АПАП–1» Анна Ивахнова: «Недовольство работников предприятия растет. Господин Ситков полностью игнорирует все попытки водителей и кондукторов пообщаться с руководителем напрямую. В сентябре–октябре этого года больше половины работников были лишены премий, и мотивировалось это тем, что были нарушены должностные инструкции. Многие, кто возмущался, были уволены за якобы совершенные нарушения в работе. До введения норм на топливо зарплата водителя была примерно 20 тысяч рублей, теперь она составляет 10–12 тысяч. Как на такие деньги прокормить семью?!»
Помимо прочего, от лица работников было написано обращение в прокуратуру, поданы иски в суд, а на данный момент готовится обращение к мэрии о недоверии к руководителю предприятий «АПАП». Как поясняет Анна, каких-либо результатов по улучшению сложившейся ситуации пока не удалось добиться: «На все вопросы вышестоящие инстанции отвечают «отписками», но вот-вот должен прийти ответ из суда. С Александром Ситковым по-прежнему не существует прямого диалога. И если раньше он хоть как-то отвечал на письма, то в последнее время – молчание. К тому же, профсоюз никто не поставил в известность, что готовится открытие нового предприятия. Господин Ситков не перестает увольнять работников, а при открытии «АПАП–3» понадобятся еще люди... О каком дефиците должностей может быть речь? К чему ведут эти действия – непонятно, но создается ощущение, что предприятие хотят привести к намеренному банкротству.
Фото: Фото с сайта Cfsd.chipfalls.k12.wi.us