Человеку, знакомому с законами физики и хотя бы раз испытавшему на себе силу инерции, не нужно объяснять, почему в автомобиле необходимо пользоваться ремнями безопасности. Такой человек, независимо от навыков вождения, всегда пристегивается – как на переднем сидении автомобиля, так и на заднем – потому что знает: на дороге он не один, и существует множество факторов, способных спровоцировать ДТП.
Как показал самый первый опрос, проведенный на сайте Госавтоинспекции МВД России, людей, отдающих себе в этом отчет, всего половина опрошенных. Чтобы объяснить гражданам необходимость использования ремней безопасности, Госавтоинспекция совместно с общественной организацией «Движение без опасности» готовит новую широкомасштабную социальную кампанию. В преддверии нее на официальном сайте ГИБДД каждую среду публикуется новый тематический опрос. Предыдущий был размещен в начале февраля; он позволил выяснить, кто, по мнению россиян, должен контролировать использование пассажирами ремней безопасности на переднем или заднем сидении транспортного средства.
За прошедшие дни в опросе приняли участие 10 907 человек. Между двумя вариантами ответа голоса разделились почти поровну.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что граждане России в вопросах безопасности справедливо возлагают ответственность на пассажиров и водителей. Напомним, что по Правилам дорожного движения водитель обязан при движении быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, а пассажиры, в свою очередь, обязаны при поездке в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми. Так что ответственность действительно делится между этими участниками дорожного движения почти поровну. За тем исключением, что штраф за непристегнутый ремень для водителя составляет 500 рублей, а для пассажира – 200. Есть и еще один нюанс: пассажир платит только за себя, а водитель – за всех непристегнутых людей в салоне.
«В идеале все должны контролировать, ведь одна голова, конечно, хорошо, но она может быть пустой. Поэтому другие должны объяснить, почему нужно пристёгиваться. Мне кажется, в первую очередь сам пассажир; я абсолютно всегда пристёгиваюсь, потому что люблю себя. Ремень безопасности спасает не только в критической ситуации: чтобы не вылететь через лобовое стекло, например, но и от небольших столкновений. Можно лишний раз не получить сотрясение мозга или перелом/ушиб чего-нибудь. А если пассажир не пристегнулся, то водитель должен об этом попросить, т.к. он отвечает за его жизнь, потому что ведёт машину. Это как за столом в гостях: никто не оставит приглашённых друзей без столовых приборов и салфеток, потому что заботится о них. А инспектор ГИБДД должен и обязан контролировать «пристёгнутость», это его работа. Но, мне кажется, нужно непристёгнутых водителей и их пассажиров не только штрафовать, но и на месте проводить мини-лекцию о пользе ремня безопасности: привести буквально несколько внушительных цифр из статистики или выдавать какие-нибудь брошюры. Хотя штраф – тоже действенная мера», – делится мнением житель Архангельска Артем.
Но, конечно, штраф не является единственной мотивацией использовать ремни безопасности. Пристегиваться крайне необходимо, чтобы спасти жизнь не только себе, но и другим людям, находящимся в салоне. Ремень может спасти практически в любой аварии, при разном виде столкновений.
«Сел в машину – пристегнись. Это простое правило должно на подсознательном уровне действовать как у водителя, так и пассажира. Без разницы – в своё авто ты садишься или к другу, в такси или попутку. Лично мне это вбивал в голову инструктор на вождении восемь лет назад. Действует до сих пор на уровне рефлекса. А контроль исключительно на совести каждого персонально. Обычно достаточно бывает просмотреть пару-тройку видео с YouTube про ДТП, как не пристегнутые водители и пассажиры вылетают через лобовуху даже в городе. Очень эффективно, знаете ли. В курсе, что такое видео даже детям в школе показывают, и это абсолютно правильно», – рассуждает предприниматель Дмитрий.
Спасатель Алексей считает, что следить за ремнем должен водитель: «Я, например, пристегиваюсь всегда (на работе навидался всякого, да и сам испытал, что такое езда без ремня). А почему водитель – потому что это твое ТС и ты отвечаешь за безопасность в нем. Был случай, когда возил друзей на свадьбе в своей машине. Девушка-фотограф отказалась пристегиваться, я остановился и не сдвинулся с места, пока она не пристегнулась. Я просто знаю, что такое удар в автомобиле на скорости 5 км в час без ремня – синяк во всю грудную клетку. А про большую скорость и говорить нечего. А все эти громкие вопли в Интернете, что «вот у меня знакомый в ДТП погиб, если бы не пристегнулся, то выжил» – это глупости. Если бы нормально ездил, то он бы ему вообще не пригодился – этот ремень. Как сказал мой один хороший знакомый: каска, она как меч самурая – она может пригодиться тебе раз в жизни, но для этого ее нужно носить всегда. Так и с ремнем безопасности».
Для наглядности можно привести несколько цифр, доступных в открытых источниках сети Интернет. Эти данные иллюстрируют, что происходит при столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 80 км/час:
спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер;
сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристегнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч;
спустя 0,044 секунды непристегнутый водитель грудной клеткой ломает руль;
через 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток;
0,092 секунды – водитель врезается в переднее ветровое стекло автомобиля и получает смертельные повреждения головы;
спустя 0,1 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад – он уже мёртв.
Очевидно, что у непристегнутого человека нет шансов не только удержать тело, ставшее весить девять тонн, но и даже успеть среагировать на удар. К сожалению, как уже говорилось ранее, даже такие объективные цифры не являются достаточным основанием для многих россиян всегда использовать ремни безопасности: «Я водитель, но пристегиваюсь не всегда – ремень сковывает движения», «При аварии ремень ломает ребра, если скорость более 60 км/ч», «Я всегда против запретительных мер. Здесь именно та ситуация, по моему мнению, в которой пассажир сам решает, необходимо ему пристегнуть ремень или нет. Я почти никогда не пристегиваюсь», – именно так часто отзываются о ремнях безопасности и пассажиры, и водители.
Фото: Фото с сайта Stltoday.com