В первых числах марта в ряде российских регионов отмечена совсем не весенняя погода: сильные снегопады и резкое похолодание. Но даже когда весна наступит по всем правилам, вместе с ней следует ожидать высокой влажности, дождей, наледи, скользких трасс и тумана. Это значит, что на дороге надо быть предельно внимательным и осторожным. И, конечно же, не забывать пристегивать себя и всех пассажиров в автомобиле.
«Я не пристегиваюсь принципиально. Это мой выбор, моя жизнь. Тем более я убежден, что при аварии этот ремень меня быстрее убьет или не позволит мне вовремя выбраться из машины», – рассуждает водитель Михаил.
«Я всегда пристегиваюсь ремнем безопасности. Меня к этому приучили таксисты и водители маршруток. Не пристегнешься по рассеянности – тут же рушится на тебя поток эмоций а-ля «Я за тебя сидеть не хочу» или «Ремень тебе для красоты что ли?!» Что ж, думаю, это в них от большой любви к пассажирам, от заботы безмерной. А вообще пристегнуться не сложно – пара секунд. Думаю, за эти секунды многие себе говорили спасибо, когда попадали в аварию и оставались невредимы. Однако читала в Интернете, что часто ремень становился причиной вреда, т.к. не дал экстренно освободиться и вылезти из машины или даже повреждал грудную клетку. Я совсем не эксперт, чтобы выступать против ремня или за. Но гуманные таксисты меня научили пристегиваться», – делится мыслями жительница Архангельска Елена.
Действительно, один из самых старых, распространенных и живучих среди автомобилистов мифов, якобы оправдывающих неиспользование ремней безопасностей, заключается в том что, ремни «ограничивают свободу», а в случае аварии душат или режут, одним словом, наносят человеку дополнительные травмы. Конечно же, это всего лишь миф. Эффективность ремней безопасности можно проверить самостоятельно на скорости не более 20 км/час. Даже такого разгона достаточно, чтобы в случае резкого торможения ощутить на себе всю силу инерции и оценить необходимость такого изобретения, как ремни безопасности.
Говоря об истории возникновения средств пассивной безопасности, можно отметить, что прототипом современных устройств принято считать крепежный ремень для кучеров, который был запатентован в США в 1885 году. Возникновение автомобильных ремней безопасности относят к 1907 году. Конструкция первых ремней была несовершенной: двухточечные, они, как в самолете, фиксировали водителя на уровне бедер и в случае серьезной аварии могли просто перерезать человека.
В конце 60-ых годов прошлого века в ряде стран принимаются законы об обязательном использовании ремней безопасности. «Мы уверены, что всякие споры о том, нужны ли на автомобиле привязные ремни, сегодня не имеют под собой никакой почвы, – писал в марте 1968 года журнал «За рулем». – Их эффективность досконально исследована специалистами и испытана в самых различных условиях и на самых разных скоростях».
Спустя пять лет после этой статьи – в 1973-м – вышло постановление Совмина СССР, обязывающее наладить массовое производство ремней безопасности – 6 миллионов штук в год. Спустя еще шесть лет в Советском Союзе было введено обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях легковых автомобилей.
«Я пристегиваюсь всегда. Как в автошколе научили, так и езжу. Если вдруг не пристегнулся и начал движение, чувствую дискомфорт. Пассажирам тоже надо пристёгиваться вне зависимости от того, где едешь. Это всё-таки безопасность, – делится мнением автолюбитель с десятилетним стажем Александр Гревцов. – Что касается мифа о вреде ремня при аварии, то я не видел ни одного случая, чтобы ремень безопасности убил человека (не отрицаю, что такие случаи бывают, но я не сталкивался с этим), но я знаю несколько случаев, когда ремень безопасности спас человека. В том числе и моих знакомых. Да и я года два-три назад попал в аварию на достаточно приличной скорости... Если бы не ремень безопасности, то рёбра себе поломал бы о руль, а так... остался цел. Здесь нужно понимать, в каких ДТП может помешать ремень безопасности. Навскидку – это когда машина загорелась, провалилась под воду... Это, в общем-то, редкий вид происшествий. Спасает ремень в самых распространённых ДТП – при столкновениях. Поэтому даже по теории вероятности ремень скорее спасёт человека, чем угробит».
Инструктор Северодвинского центра высшего водительского мастерства считает: «Если машина оборудована ремнями безопасности, то пристегиваться должны все! Почему-то у нас любят рассказывать о том, когда человек не был пристегнут ремнем безопасности, это спасло ему жизнь, но никто не рассказывает обратную ситуацию, мол, пристегнулся и спасся! Да, бывают аварии, когда ремень усугублял происшествие, но это происходит, потому что водитель пренебрег рекомендациями производителя, как должно быть оборудовано рабочее место (водитель лежит, а не сидит), на оптимальном расстоянии находится от рулевого колеса или нет. А еще чаще бывает так, что ремень безопасности пристегнут, но перекручен! Так что это миф, что ремень безопасности не спасает!»
До сих пор не придумано более эффективного средства защиты водителя и пассажира в автомобиле, чем ремень безопасности. Конечно, прогресс не стоит на месте, и сегодня появился ряд новых правил и усовершенствований, касающихся ремней безопасности.
Так, в автомобилях появились ремни безопасности на заднем сидении, и их использование так же обязательно, как и на передних, потому что непристегнутый пассажир заднего сидения рискует не только своей жизнью, но и жизнью впередисидящих людей.
«Выезжая на ДТП, часто становлюсь свидетелем гибели пассажиров с задних сидений при лобовых ударах. И в то же время водитель и пассажир с передних сидений остаются живы, потому что были пристегнуты», – рассказывает начальник пресс-центра регионального управления МЧС РФ Игорь Григорьев.
Из-за того что водители и пассажиры часто не пристегиваются, последствия автоаварий оказываются намного тяжелее, чем могли бы быть. Риск гибели пассажира на переднем сиденье во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры на заднем сиденье не пристегнуты. Анализ более 100 тысяч ДТП показал, что непристегнутые пассажиры задних сидений представляют собой наибольшую опасность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить в случае, если бы пассажиры на задних сиденьях были пристегнуты.
Врач Елена не понаслышке знает, какие травмы бывают при ДТП, и сама пристегивается сама: «Во-первых, пристегнувшись на всех сиденьях, мы гарантируем при аварии большую сохранность жизни. Ремни, конечно, как и все сделанное человеком или машиной, не могут быть совершенны, но благодаря им вероятность выжить более велика. Была в травме, когда привезли двух человек с аварии (в двух местах произошли аналогичные). Так вот непристегнутый пассажир с переднего сидения получил множественные переломы ребер, травму черепа, перелом шейки бедра, обеих ключиц плюс ко всему клапанный пневмоторакс. А второй пассажир (тоже с переднего сиденья рядом с водителем), который был пристегнут, получил ушиб грудной клетки, трещину в ребре и перелом лучевой кости. И всё. Так что полезность ремня очевидна».
Кроме того, научно доказано, что детям до 12 лет необходима специальная удерживающая система, соответствующая их росту и весу. Поясной и диагональный ремень безопасности с креплением в трех точках, предназначенный для взрослых, непригоден для детей из-за их разных размеров и пропорций. Согласно немецким статистическим данным, дети, сидящие на штатных сиденьях и пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских автокреслах, подобранных по росту и комплекции.
Для беременных женщин существуют особые ремни безопасности, которые отличаются от обычных тем, что более эластичны и имеют не три, а четыре точки крепления, что позволяет не оказывать давления на живот и защитить и малыша, и будущую маму от возможных травм. Ремни безопасности часто представляют проблему и для полных людей. Если стандартный ремень не подходит, существуют удлинители ремня безопасности – некоторые автопроизводители предлагают множество их вариантов.
В заключение отметим, что вопрос обеспечения безопасности стоял перед автоконструкторами с момента изобретения автомобиля. Спустя десятилетия на этом пути достигнут ряд серьезных успехов. Скорости, развиваемые автомобилями, с каждым днем растут, поэтому производители уделяют обеспечению безопасности все больше и больше внимания. Но все усилия автопроизводителей будут напрасны, если водители и пассажиры будут игнорировать элементарные правила безопасности.
Фото: Фото с сайта Аfp.com.ua