Перекрестки с круговым движением неизменно вызывают огромное количество споров среди российских автолюбителей. В Архангельске с круговым движением также вечная путаница, хотя, казалось бы, что может быть проще, чем подчиниться правилам дорожного движения?
В автошколах будущих водителей учат: на круг въезжаем с любой полосы (естественно, подчиняясь знакам приоритета), а выезжаем всегда с крайне правой и как можно ближе к правому краю проезжей части. Новички, отправляясь покорять дороги под бдительным оком инструктора, старательно и очень внимательно преодолевают круги. Однако у многих из них глаза вылезают на лоб от того, что правила движения по кругу соблюдаются далеко не всеми. Вернее, не исполняются большинством. А если быть еще точнее, то правильно съезжают с круга в основном ученики, которые просто-напросто пока не имеют водительского удостоверения.
Узнать, сколько раз за день нарушается правило съезда с круга, не сложно – достаточно встать на обочине и посчитать машины, которые вылетают с кругового перекрестка из левой полосы в правую. Я посчитала: за пару минут из 18 машин с левой в правую съехало 18! При этом большинство водителей даже не снизили скорость и не бросили взгляд в зеркало.
Инструктор одной из архангельских автошколЛеонид разводит руками: «Мы учим, как ездить правильно и максимально безопасно. И все ученики, проезжая по кругам, клянутся, что они всегда будут ездить именно так, как надо. Но проходит время, они получают права и присоединяются к основной массе нарушителей, закрывая глаза на безопасность».
Вообще круговое движение призвано повысить безопасность на дороге и увеличить пропускную способность. Однако в нашем городе, по информации ГИБДД, за 2012 год наиболее аварийными пересечениями дорог являются Обводный–Воскресенская и Окружное–Талажское. Среди причин – незнание водителями правил езды на перекрестках с круговым движением.
Начальник УГИБДД Алексей Максимов обращает внимание: «Круговое движение – достаточно сложный участок дороги, потому что он считается нерегулируемым и неравнозначным перекрестком. Это перекресток, на котором имеется несколько пересечений. Каждый очередной въезд на круг – это пересечение, которое нужно проезжать с особой внимательностью».
За прошлый год в областном центре за нарушение правил проезда перекрестка с круговым движением было привлечено более тысячи водителей. Как оказывается, нарушают не только из-за пренебрежения правилами. Начальник пресс-службы ГИБДД по Архангельску Евгений Федорушков, говоря о несоблюдении правил на архангельских кругах, сообщил: «Зачастую водителей на подобное правонарушение толкает несовершенство, конструктивные недочеты наших перекрестков с круговым движением».
Специалисты считают, что круговые перекрестки в Архангельске организованы с большими нарушениями как с точки зрения геометрии, так и с точки зрения безопасности. Выясняется, что водителей вынуждает нарушить правила съезда с перекрестка излишнее пространство для маневра. В идеале круг должен максимально сдерживать движение, дисциплинировать его. В нашем городе круги открыты и имеют излишнюю площадь, поэтому огромного страха кого-то неудачно подрезать у автолюбителей нет.
Директор автодорожного консалтинга Елена Сваткова утверждает, что наши круговые развязки бессмысленны: «Если поток, например, вырывается на круговую развязку и начинает там перестраиваться, то считайте, что у вас этой развязки нет. Она вам гарантирует только то, что здесь не будет смертельных случаев, потому что будут касательные ДТП, будет железо, но не будет того эффекта, который ожидается – полная безопасность».
Так или иначе, круги остаются головной болью не только для начинающих водителей, но и для тех, кто за рулем далеко не первый год. Автолюбитель с десятилетним стажем Нина до сих пор старается объезжать архангельские кольца стороной: «Я просто не могу спокойно смотреть на то, как нагло у нас ездят. Особенно ярко это видно именно на кругах. Иногда даже страшно становится. Считаю, что все начинается с воспитания, и то, что организация круговых перекрестков у нас не соответствует должному уровню, это не должно быть причиной откровенного быдлячества на дороге».
Фото: Фото с сайта Тhecarrascos.com, видео и монтаж Артёма КИРИЛКИНА