Велосипедисты в Архангельске одни из самых незащищенных участников дорожного движения. Несмотря на бурно развивающееся велосипедное движение, условий для любителей двухколесного транспорта за последние годы так и не прибавилось.
Велопарковки в областном центре – редкость, а о велодорожках даже говорить не приходится. На водительском жаргоне велосипедистов часто называют «хрустиками». Именно оттого, что при столкновении с автотранспортом велосипеды попросту хрустят. И хорошо, если это только велосипед, но, к сожалению, велосипедисты от подобных происшествий страдают не меньше своих железных друзей. Летом в Архангельске и области растет количество ДТП с участием велотранспорта. Среди основных причин: незнание или наплевательское отношения к правилам движения и отсутствие соответствующих условий для велотранспорта.
ПДД обязует велосипедиста ездить либо на тех самых велосипедных дорожках, либо вместе с остальным транспортам на автодорогах. На практике велосипедист среди автомобилей скорее исключение, чем правило. И без того узкие тротуары областного центра делят между собой велосипедисты и пешеходы, хотя правилами это строго запрещено. «В России и к законам, и к ПДД подходят единственным образом – делают так, чтобы они просто были, мало кто думает об удобстве. Поэтому пока велодвижение в области организовано плохо – ДТП с участием велосипедистов будут. Так, если не поставить пешеходный переход – то люди будут бросаться под колеса, чтобы перейти дорогу. А если не сделать дороги, то машины будут ездить по тротуарам», – комментирует ситуацию в регионе активист по развитию велодвижения в Северодвинске Павел Ярышев.
Велосипед – самый доступный из видов транспорта, сдавать на права не надо, на дорогу можно выезжать уже с 14 лет. Красота. Большинство сограждан велосипед как транспортное средство не воспринимают, а ведь это в первую очередь транспорт, и для него прописаны такие же правила дорожного движения, как и для автомобилей. «К сожалению, сейчас нужно бороться не за права велосипедистов, а за знание всеми участниками движения ПДД. Сейчас выбор велосипедов велик, и любой желающий может пойти и купить всё что душе угодно. Но никто даже не пытается открыть книжки, идущие с велосипедами, там нарисован минимум того, что надо знать, – делится мнениемвелосипедист Владимир Чекушин, один из руководителей группы КХПНВПАИЕО («Кто хочет покататься на велосипедах по Архангельску и его окрестностям?»), – 99% архангельских велосипедистов нарушают ПДД, переезжая пешеходные переходы, хотя по правилам велосипедист должен остановиться и перейти дорогу пешком. Многие почему-то считают, что такая ерунда, как показывать повороты, абсолютно не нужна, забывая при этом, что ПДД по факту написаны кровью. Я даже слышал, как один велосипедист оправдывался, что ППД – это форма, а ездить нужно исключительно по ощущениям».
Архангельску для развития велодвижения, как и всей стране, есть чему поучиться у Северной Европы. Там велосипедисты и пешеходы в приоритете, а чиновников нисколько не смутит появиться в свете на двухколесном друге. У нас сейчас разве что Москва, хоть и не полностью, но оборудована велодорожками. «За последние годы в Архангельске кое-что, конечно, подремонтировано, сделаны определенные участки. Но сделаны они не для того, чтобы приспособить их для велосипедистов. Они просто сделаны. Половина инфраструктуры все-таки присутствует, этим никто не занимается. Важны такие, казалось бы, мелочи: приспущенные бордюры, закрытые колодцы, залатанные ямы, отсутствие на всем пути скачков и перепадов. В городе немало мест, где тротуар просто обрывается, а дальше идет проезжая часть. Тем не менее Архангельск один из самых велосипедированных городов, и есть немало людей, желающих сделать его лучше. Важно, чтобы их заметили», – отмечаетдиректор «Автодорожного консалтинга» Елена Сваткова.
Активистов в Архангельске, и правда, немало. Одно из самых заметных объединений для велосипедистов – КХПНВПАИЕО. Участники и организаторы на всех крупных мероприятиях группы стараются доводить информацию об основах ПДД: «Мы исключительно за правильное движение и безопасность, но, к сожалению, слушают наши инструктажи, как всегда, единицы».
Если эксперты и велосипедисты верят в решение текущих проблем, то автомобилисты настроены совсем не позитивно: «В поле зрения часто попадают пешеходы и велосипедисты, но последние мне мешают чаще, потому что всегда есть страх задеть или сбить их. В такие моменты, конечно, хочется ругать велосипедистов, но куда им деваться? Велосипед – транспорт, к пешеходам на тротуар нельзя, а на проезжей части автомобили, которые представляют опасность для велосипедистов. Во всех цивилизованных странах давно существуют специальные красные дорожки для них, и попробуй туда заехать на машине! У нас же все иначе, и решится ли когда-нибудь проблема велосипедистов и автомобилистов – большой вопрос», – полагает автолюбитель Ксения.
Вопрос о решении проблем велосипедистов с каждым годом встает все острее. За последние годы было даже предложение и вовсе запретить велосипеды на дорогах. Конечно, решение данной проблемы не минутное дело, а долгий и упорный путь. Но для начала всем участникам дорожного движения следовало бы вызубрить ППД и понять: насколько бы они не были разными, их объединяет участие в этом самом движении.
Фото: Фото с сайта Мykharkov.info