Северодвинск, как и большинство городов по всей России, не был рассчитан на огромное количество машин, которые ежедневно колесят по городу. Пробки здесь случаются все чаще, а в час пик ситуация вокруг Ягринского моста немного напоминает архангельский железнодорожный мост. Но не только в дорожных заторах Северодвинск уступает Архангельску. Еще одна острая проблема областного центра – глобальная нехватка парковочных мест. В городе корабелов пока все выглядит не столь удручающе.
В таком небольшом городе, как Северодвинск, располагаются сразу несколько торговых гигантов: ЦУМ, «Гранд», «Южный», «Мега», «СИТИ». По общей площади торговых площадей Северодвинск может сравниться только с Архангельском. Все эти торговые центры, кроме ЦУМа, были построены в 2000-х, поэтому и места для строительства выбирались с расчетом на будущие парковки. «Лучшая парковка в нашем городе находится у ТЦ «Сити». По крайней мере даже в выходные я без проблем могу найти там место для моей машины», – делится мнением автолюбитель Светлана.
Конечно, «СИТИ» построен совсем недавно, но и в Архангельске есть недавно построенные магазины, но почему-то парковок рядом с ними не видно.
Парковка у ЦУМа – самая оживленная и труднодоступная, она заполнена даже в рабочие дни. Хоть магазин и построен более чем 20 лет назад, стоянка рядом с ним достаточно вместительная. Раньше рядом с ЦУМом располагался рынок, после его закрытия освободившееся место было переоборудовано под парковку.
Стоит отметить, что ЦУМ и «СИТИ» не только предоставляют места автотранспорту, но и заботятся о любителях велосипедов. Эти торговые центры одни из немногих в области, кто предоставляет велопарковку.
В Северодвинске практически каждый магазин имеет хотя бы небольшой гостевой «карман».
Светлана также отмечает, что городу не хватает хороших просторных парковок: «Хочется простора, особенно на Яграх. Летом весь Приморский бульвар заставлен машинами, особенно когда все массово едут на ягринский пляж. На дороге, которая идет параллельно набережной, обычно влезает три автомобиля, но когда все приезжают на море, она становится чуть ли не однополосной. Кроме того, переполнены все дворы, машины стоят впритык. И, конечно, люди будут ставить машины на газоны! Больше их ставить просто некуда». Придомовые парковки – редкость не только в столице Поморья, но и в Северодвинске, поэтому машины можно увидеть и на газонах, и на тротуарах, и на обочинах.
В центре города место для автомобиля найти довольно сложно, парковки у кинотеатров, небольших магазинов и больниц не выдерживают возложенной на них нагрузки, поэтому и в центре газоны и обочины не пустуют.
Но стоит отметить, что такие проблемные места в Архангельске, как театр и администрация города, в Северодвинске парковками снабжены. Стоянка у мэрии, конечно, заполнена, но хотя бы не представляет собой несуразного нагромождения машин.
А парковка у северодвинского драмтеатра пусть и совсем небольшая, но во время театрального сезона может принять несколько машин и такси, поэтому северодвинским театралам не приходится выскакивать из авто в запрещенных местах.
Самая серьезная ситуация с парковками сложилась у градостроительных предприятий. В городе корабелов заводы обеспечивают работой почти половину города. До ремонта Архангельского шоссе в Северодвинске и речи о парковочной разметке рядом с проходной «Севмаша» быть не могло. После реконструкции участки для паркинга разметили, а железных коней, любителей припарковаться на обочине нещадно эвакуируют. А что делать? В непосредственной близости от проходной, конечно, есть большая парковка, на первый взгляд, почти полигон, но не надо забывать о том, сколько людей работает на заводе. Места на этом «полигоне» занимают те, кому посчастливилось приехать раньше. А между тем завод – объект режимный и круглосуточный, поэтому парковки там необходимы рабочим круглый день.
Насколько пугающе не выглядела бы ситуация с парковками в Архангельске, Северодвинск нельзя назвать раем или эталоном. Да, гостевые парковки у торговых центров пока успешно справляются с нагрузкой. Но во дворах машины по-прежнему вынуждены ютиться на газонах и обочинах. Пока места хватает всем: и пешеходам, и водителям, но как долго продлится это «пока» и когда наступит парковочный коллапс – никто не знает.
Фото: Фото автора