Вы наверняка знаете историю военной легенды, танка Т-34. Но немалой долей своего успеха он обязан дизелю В-2, про который можно смело сказать, что он опередил время. Лет этак на 50.
Его устанавливали не только на «тридцать четверки» – на ИСы и КВ, а впоследствии и на другую гусеничную технику. Что характерно, мотор выпускается до сих пор и до сих пор приводит в движение основные боевые танки России. Пытались его сменить, да не вышло, и в этом смысле В-2 – это автомат Калашникова среди моторов.
Двигатель феноменален. Представьте, основные инженерные работы велись в первой половине 30-х, при этом от современных легковых дизелей мотор В-2 отличает разве что система впрыска плужнерным ТНВД вместо популярного нынче Common Rail. В остальном это был взгляд в далекое будущее: V-образная компоновка, 12 цилиндров, алюминиевый блок, четыре клапана на цилиндр, верхние распредвалы, прямой впрыск топлива, центральное расположение форсунок… Для сравнения, большинство тракторных и автомобильных дизелей не то что в 30-х, но даже в 80-х обходилось двумя клапанами на цилиндр, чугунными блоками, вихрекамерами и с нижневальным механизмами газораспределения.
Смелые решения объяснялись просто: прототипами двигателя В-2 были не танковые дизели, а авиационные. В 30-х годах многие КБ пытались создать легкий и экономичный дизель, чтобы увеличить дальность полета самолетов. Из авиации пришло широкое использование алюминия, а также четыре клапана на цилиндр и прямой впрыск топлива – такая схема обеспечивает лучшую экономичность.
В 30-х же стало ясно, что дизель – лучший вариант силового агрегата для танка. Немцы, эти гуру инженерной мысли, поняли эту истину много позднее. Дизель куда менее пожароопасен, обеспечивает отличную автономность (пробег на одной заправке), а также создает меньше помех радиооборудованию – системы зажигания-то нет. Со временем, кстати, В-2 стал многотопливным и мог работать на бензине, керосине, дизтопливе или любой смеси означенных горючек. Представляете, как удобно в боевых условиях – увидел бочку, понюхал. Пахнет углеводородами – льешь в бак. Достаточно лишь отрегулировать упор рейки топливного насоса.
Поначалу дизель В-2 для Т-34 развивал 500 л. с. при объеме около 39 литров и оказался потрясающе удачным: компактный и легкий (по танковым меркам), с высокой форсировкой, живучий и ремонтопригодный. Вот вам одно из звеньев «Победы» – спроектировали по-советски основательно и потом лишь выпускали бесчисленные модификации, оснащая ими десятки вариантов техники как во время войны, так и после. Мотор пусть в модифицированном виде выпускается до сих пор, правда, лошадей побольше – уже свыше 1000 л. с. (исполнение для танка Т-90 называется В-92). Причем архитектура двигателя практически не изменилась: угол развала, размерность цилиндра, расположение форсунок, количество клапанов – все сохранено. Модификации касаются навешивания на мотор различных систем наддува и сопутствующий «тюнинг»: есть варианты с приводным центробежным нагнетателем, есть с объемными компрессорами Roots и турбонаддувом.
Я много раз видел В-2 в лабораториях и учебных классах кафедры ДВС, и всегда поражало, насколько лаконична его конструкция – ничего лишнего. На иные двигатели смотришь и не можешь их «прочитать»: они топорщатся хитросплетениями проводов, патрубков, каких-то литых деталей. А В-2, если хотите, прозрачен, лаконичен, прост. Он похож на результат длительной эволюции, когда все лишнее уже отпало, а все нужное обрело идеальную форму. Быть может, поэтому В-2, в отличие от еще более изощренного 5ТДФ, так хорошо прижился – баланс противоречивых требований в нем выдержан безупречно.
Был у меня и тест-драйв В-2, точнее его модификации В-46 на танке Т-72. Один его звук – бодрый, твердый, самоуверенный – сыграл не последнюю роль. Враги боятся, свои – рвутся в бой. Хороший звук, непреклонный. Как и сам двигатель.
С Днем Победы!