С каждым годом в Архангельске растёт интерес к автомобилям «с историей». Никто в городе уже не удивляется, видя довоенный Форд, или молодожёнов, сидящих в «Шевроле» 75-го года выпуска.
Но не только «иностранцы» заставляют ахнуть искушённых автолюбителей, это доказала и Формула-29. Кто не был – мы расскажем. У самого входа на площадку «Формулы» скромно стояли нескромные автомобили. Каждый, кто их видел, мог не сходя с места окунуться в историю нашей страны. Так и напрашивается импровизированный мини-рейтинг.
Почётную «бронзу» взял «глазастый» «Москвич-403» 1965-го года выпуска. Он пришёл на смену модели М-407. Модель 403 имела незначительные изменения по кузову: новый двигатель, агрегаты шасси, радиатор с большей эффективностью охлаждения двигателя. Внешне «Москвич-403» можно было отличить от «Москвич-407» по бамперам. Вместо старомодных клыков на стыках частей бампера появились небольшие накладки. В салоне можно увидеть новую рулевую колонку. Производство 403-го «Москвича» продолжалась до июля 1965 года. Всего их было выпущено более 105 тысяч экземпляров. Длина составляет четыре метра 40 сантиметров, ширина – полтора метра. Максимальная скорость 115 км/ч. «Ест» малышка 6,5 литров на 100 километров.
«Серебряным» стала «полуторка» – ГАЗ-ММ 1950-го года выпуска. ГАЗ-ММ – это модернизированный ГАЗ-АА. «Полуторкой» автомобиль называют потому, что его грузоподъёмность составляет 1,5 тонны. ГАЗ-АА представлял собой копию американского грузовика Форд образца 1929-го года. Первый серийный советский ГАЗ-АА сошёл с конвейера в 1932 году. До 1934 года его кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а впоследствии заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей. Внешне ГАЗ-ММ от АА никак не отличить, все различие скрылось под капотом: ММ имеет более мощный 50-сильный двигатель, усиленную подвеску, новое рулевое управление.
ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ – очень неприхотливые автомобили, которые могли работать на самых низких сортах топлива. Однако, минусом автомобиля был стартёр, средний срок службы которого составлял примерно полгода, а потом заводить автомобиль приходилось рукояткой. Тем не менее, ГАЗ-АА/ММ был самым массовым автомобилем в предвоенном СССР и Красной Армии. Всего было выпущено 985 тысяч экземпляров. Максимальная скорость движения по шоссе – 70 км/ч, расход топлива – 20,5 л/100 км. В художественном фильме «Репортаж с линии огня» режиссёра Леона Саакова «полуторке» была посвящена песня «Грузовичок-фронтовичок» в исполнении Эдуарда Хиля.
«Крепче за баранку держись, шофёр» – все знают эти строки, но не все знают, что Леонид Агутин, исполняя песню, сидит за рулём лидера нашего рейтинга – 58-летнего ГАЗ-63. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году. Грузоподъёмность ГАЗа составляет две тонны. Чтобы завести автомобиль, нужно было исполнить целый ритуальный обряд – под капотом на правой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль влево, в крыле правого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Зимой в стоящем автомобиле было холодно, так как расположенный в кабине отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Серийное производство ГАЗа-63 продолжалось до лета 1968 года. Всего было изготовлено 474 тысяч автомобилей всех модификаций, которые в том числе поставлялись на экспорт в социалистические страны, в Финляндию, страны Азии, Африки, Ближнего Востока. В 1968 году производство ГАЗ-63 прекратилось, и на смену ему пришел ГАЗ-66.
Эти три модели – лишь малая часть ретро-автопарка, который есть в Архангельске. Владелец коллекции – Андрей Голованов, который, например, буквально своими руками из металлолома собрал фронтовой автомобиль ЗиС-5. Всего в его коллекции 18 машин. «Эти автомобили хорошо знакомы горожанам, так как ежегодно участвуют в парадах и на выставках Архангельска и Северодвинска. Представленный на «Формуле-29» автомобиль ГАЗ-63 снимался в фильме «История зечки», действие которого разворачивалось на территории Архангельской области», – сообщает сотрудник автосервиса «Авто29», осуществляющего техническую поддержку отечественным ретро автомобилям, Андрей Елсаков.
Фото: Фото автора, видео Александра ЧАЛКОВА, Геннадия ВЕЙЦМАН