Депутаты предлагают ввести в России такой запрет. Конечно, речь идёт не обо всех автомобильных дорогах, а только о трассах, где разрешённая скорость превышает 90 км/ч.
Идею такой поправки подала депутат Государственной Думы Маргарита Свергунова. По её мнению, установленные на трассах рекламные конструкции отвлекают внимание водителей, что создаёт аварийные ситуации.
Хорошей иллюстрацией к проблеме служит случай, произошедший в Казани. Там рекламщики разместили баннер, на котором было фото роскошной девушки и подпись: «Блондинка за рулём может захотеть». Что конкретно она может захотеть – было написано настолько мелким шрифтом, что заинтересованным водителям приходилось притормаживать, чтобы прочитать подпись, а порой и вовсе останавливаться. А продолжением было: «повернуть направо». А дальше – что-то вроде «Водитель, будь осторожен...» Реклама, направленная на повышение бдительности мужчин за рулем, стала причиной не одной пробки. Не обошло рекламное наводнение и Архангельск. Рекламные щиты, растяжки, а в последнее время и специально установленные под рекламные цели заборы – заполонили город. Порой за рекламой невозможно разглядеть даже фасад того или иного здания.
В Правительстве Российской Федерации признались, что ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», принятый 11 лет назад, никто не соблюдает. Во-первых, это хорошие деньги: места муниципалитеты сдают в аренду рекламщикам. К примеру, месяц размещения рекламы на щитовом баннере в среднем по России стоит 20 тысяч рублей. В Москве их цена «взлетает» до 95 тысяч рублей. Реклама, в среднем отнимающая внимание водителя на 3-4 секунды, может стать причиной ДТП, но на рекламу, как говорится, в суд не подашь. Виноватым всё равно будет признан сам водитель.
«Я за такую инфраструктуру, которая максимально комфортна для российских водителей и которая повышает безопасность на дорогах, а не понижает. А реклама действительно зачастую отвлекает водителей, особенно начинающих. Тем более когда там полуголые девушки в соблазнительных позах. Даже вполне морально устойчивый мужчина абсолютно инстинктивно глаза скашивает на такую рекламу. Реклама сегодня агрессивная очень, особенно видеореклама на цветных мониторах, она сильно отвлекает водителей. Поэтому эти вещи надо более жестко регламентировать», – сообщает депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия», Вячеслав Лысаков.
На заседании комиссии по безопасности дорожного движения руководителям субъектов и муниципалитетов было дано поручение привести рекламные конструкции в порядок в соответствии с ГОСТом. Контролировать правильность размещения поручено МВД. По подсчёту экспертов, ГОСТУ не соответствует около 90% рекламных конструкций. Однако, что самое интересное, конструкции ведь должны соответствовать регламенту, а его как такового попросту нет – не подготовлен, не прописан и не создан.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что для умного водителя нет никаких отвлекающих факторов. «А водители, которые отвлекаются даже на полет шмеля, если убрать рекламу, станут отвлекаться на падающую листву или еще на что-то. Тут дело в психологии восприятия самого водителя. Если водитель хороший, то ему все равно, что установлено вдоль дороги, он смотрит только на дорогу. Вдобавок статистику о количестве ДТП по вине навязчивой рекламы никто не ведет, а это значит, что заключение, сделанное депутатом-разработчиком, умозрительное».
Рекламные указатели в центре городов уже настолько их заполонили, что стали «подсиживать» дорожные знаки. Они указывают путь к магазинам, салонам и бизнес-центрам.
«Лично меня реклама даже в центре Архангельска, не говорю уже о трассах, не отвлекает. Больше отвлекают летом девушки-пешеходы, одетые в мини-юбки, чем девушки в купальниках на баннерах. Если уж на то пошло, то пускай тогда в Госдуме запретят всем россиянкам носить юбки, так отвлекающие внимание водителей», – говорит архангельский автомобилист Вадим Рой.
Фото: Аntijir.ru, Рo-smart.ru, Studio181.ru