Вопрос, о том, кто несёт ответственность за ДТП: сам водитель или автошкола, которая его обучила так ездить, является столь же риторическим как «что появилось раньше: курица или яйцо?».
Поговорка «век живи – век учись» очень полюбилась российским депутатам. Член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев считает, что за совершение ДТП штраф – это слишком мягкая мера. Парламентарий предлагает ввести дополнительную меру наказания – прохождение обязательного курса на повышение водительского мастерства. Проводить его будут по направлению ГИБДД в автошколах. И, естественно, он будет платным: стоимость, если законопроект будет принят, в дальнейшем определит государство.
«Карательный» курс будет состоять из нескольких часов теории и практических занятий. Водитель сможет сам выбрать себе населенный пункт, в котором желает пройти дополнительное обучение.
Что интересно, отправлять на курсы разработчик законопроекта предлагает не только виновников аварии, но и пострадавших водителей. Вдобавок ко всему, он считает, что правильным будет не пускать участников ДТП за руль, пока те не пройдут курс обучения и не обновят свои знания.
«Кроме того, автошколы страны получат приток клиентов, которые в других обстоятельствах могли бы не скоро задуматься о том, чтобы освежить свои знания, а если и задумывались ранее, то прежде для них не существовало программы, которая быстро и качественно восполнила бы пробелы в их знаниях», – полагает Александр Васильев.
Общественность к законопроекту отнеслась неоднозначно. В «Движении автомобилистов России» парламентария обвинили именно в подыгрывании автошколам, которым после изменений приходится очень непросто.
«Я отношусь к этой инициативе крайне отрицательно. В нашей стране не принято пересдавать экзамены в вузе по прохождении какого-либо срока, не принято пересдавать армейские дисциплины, когда человек уже отслужил, – за одно деяние не наказывают дважды, – говорит адвокат и вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Думаю, это неуклюжая попытка компенсировать автошколам их потери, которые они вынуждены нести в связи с переходом на новые требования».
Однако, подобные курсы в некоторых странах уже давно практикуются. «Такая система уже существует в США, когда водителей, задержанных за езду в состоянии алкогольного опьянения, направляют на принудительные программы реабилитации. Но адаптируя нечто подобное к нашим реалиям, стоит обратить внимание на возможные негативные моменты, – сообщает руководитель федерации Сергей Канаев. – На мой взгляд, это должны быть виновники только тех ДТП, где был причинён вред здоровью. Также автошколам могут начать предлагать плату за проставление галочек о прохождении курсов. Кроме того, может иметь место шантаж не прошедших курсов водителей определенными инстанциями».
«Если я потерпевший в ДТП, с какой стати я должен тратить своё время, проходить какие-то курсы, за которые ещё и сам должен заплатить? Это бессмысленная затея и уверен, что поддержат её единицы», – считает архангельский автомобилист Юрий Клинов.
Фото: Фото с сайиа 909d.com