Архангельские депутаты, кажется, всерьёз обеспокоены транспортной ситуацией в городе. Но все пути решения упираются в тупик: отсутствие денег.
В чём, собственно, заключается проблема? Архангелогородцы устали от ПАЗиков, совершенно не предназначенных для городских реалий, от «носящихся как угорелые» водителей, от кондукторов, ведущих себя по-хамски. Горожане хотят больших удобных автобусов, в которых комфортно и сидеть, и стоять, куда без проблем можно зайти с детской коляской.
Однако стоимость проезда, установленная областным Агентством по тарифам и ценам, учитывает затраты лишь автобусов малого класса и не покрывает расходов МУПов на эксплуатацию больших автобусов. Так, чтобы автобусы марки ЛиАЗ безубыточно функционировали в Архангельске, тариф на них должен составлять не менее 43 рублей за одну поездку; чуть ранее была озвучена цифра – 35 рублей. В то время как в той же Москве стоимость одной поездки на наземном транспорте составляет 30 рублей. Так что прежде стоит подумать: готовы ли архангелогородцы платить в два раза больше за комфорт, или же лучше ездить «дёшево и сердито» в ПАЗиках. А пока, в среднем, в городе корабелов один пассажир за 19 рублей проезжает 3,4 километра, а в Архангельске за 18 рублей – 6 километров.
Вопросом регулирования транспортных тарифов занимается правительство Архангельской области, и в их компетенции – возмещение убытков, возникающих в результате установления тарифов. Так, например, в Вологодской области на эти цели ежегодно выделяется 700 миллионов рублей. К сожалению, в Архангельской области такой практики нет и из регионального бюджета для компенсации перевозчикам затрат на эксплуатацию автобусов большого класса средств не выделяется. И именно поэтому в автобусной борьбе над ЛиАЗами победу одерживают ПАЗики. На сегодняшний день в Архангельске действует 44 городских маршрута, общей протяженностью 740 километров. Автобусы большого класса – ЛиАЗы составляют лишь 10% от общего количества автобусов.
Также общественность обеспокоена высоким уровнем аварийности автобусов на городских дорогах. За 9 месяцев текущего года в области произошло 52 ДТП с участием автобусов, в которых пострадали люди, 32 аварии – на территории Архангельска. Однако статистика говорит об обратном. «Мы наблюдаем ежегодное снижение уровня аварийности с участием автобусов в Архангельске, с 47 в 2008 году до 20 – в 2014 году, – отметил начальник городского отдела ГИБДД Андрей Столяров. – В этом году число аварий с автобусами в Архангельске снизилось на 27%, и пострадавших в них – на 46%. Что касается погибших, то вина устанавливается следствием и судом, и пока рано делать однозначные выводы в виновности водителей автобусов».
По сообщению начальника отдела транспорта департамента горхозяйства Андрея Попова, за 5 лет количество перевозчиков в Архангельске сократилось более чем в два раза – прежде всего за счет укрупнения предприятий, и введения мэрией города дополнительных требований при проведении конкурсов. «Мэрия Архангельска включила в конкурсную документацию требование об обязательном оборудовании автобусов средствами контроля прохождения маршрута, – сказал Андрей Попов. – Весь подвижной состав, работающий в Архангельске, оборудован радионавигационной системой контроля, которая, начиная с 2011 года, поэтапно заменяется на более современную спутниковую систему контроля ГЛОНАСС». Таким образом, все архангельские маршруты городского пассажирского транспорта находятся под наблюдением, что позволяет в случае нарушений накладывать штрафные санкции. Так, только за 2013 год на перевозчиков было наложено штрафов на сумму 5 милионов рублей.
«С уверенностью могу сказать, что за такие деньги никто в Архангельске ездить в автобусах не будет. Дешевле будет купить себе автомобиль и простаивить в нём в пробке, чем ехать стоя в забитом автобусе за 43 рубля», – комментирует архангелогородка Дина Михель.
Фото: Фото с сайта Кri.su