Наступила самая коварная пора года – зима. Световой день в Поморье длится около трёх часов, а жители региона вынуждены на работу и с работы добираться практически на ощупь, минуя травмоопасные нерегулируемые пешеходные переходы.
Самое большое количество ДТП, происходящих именно в эти дни, случаются по той причине, что водитель не заметил пешехода на нерегулируемой «зебре» или обочине. Чья в этом вина: коммунальных служб, не обеспечивших должное освещение вдоль дорог и на пешеходных переходах; водителя, который «проворонил» человека, желающего перейти проезжую часть; или же самого пешехода, не удосужившегося сделать себя более заметным: украсить одежду светоотражающими элементами. Вопрос комплексный и сложный, чаще всего вина ложится на плечи водителя, ведь законодательно виноват именно он: пешеходные переходы – зона идущего, а не едущего.
8 декабря в Поморье под колёсами авто пострадали несколько пешеходов. В Новодвинске автомашина Chevrolet Lachetti сбила 45-летнего мужчину, переходившего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. У пострадавшего – ушиб поясницы, ссадины тела. В Архангельске при аналогичных обстоятельствах автомобиль «Нива» сбил 72-летнего мужчину, который получил сотрясение головного мозга, ушибы тазобедренного сустава и голени.
На следующий день, 9 декабря, на 26-м километре автодороги между городами Архангельск и Северодвинск под колесами автомашины Volkswagen Passat погиб 83-летний мужчина – он переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В Северодвинске в этот же день на «зебре» пострадала 65-летняя женщина, ее с переломом костей таза и травмой головы госпитализировали. А вчера в Архангельске водитель автомашины Audi A6 сбил 43-летнего мужчину, который переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате у пострадавшего диагностированы переломы лодыжек.
С уверенностью можно сказать, что, будь водители более внимательными, а пешеходы более предусмотрительными, этих несчастных случаев можно было бы избежать. То, что должны делать водители транспорта перед нерегулируемыми пешеходными переходами – известно, их этому учат в автошколах. А вот как должен себя вести пешеход, собираясь перейти дорогу, напоминают последний раз, наверное, учителя или сотрудники ГИБДД во время классных часов в средней школе. Но ведь и к ним применяются требования, о которых, к сожалению, часто забывают.
Пункт 4.5 Правил дорожного движения гласит:
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Стоит обратить внимание: пешеход должен убедиться, что переход будет для него безопасен, а не «вылетать» на «зебру», считая себя королём положения. Водителю слишком много обстоятельств нужно учесть разом: контролировать скоростной режим, цвета на ближайшем светофоре, движение попутных и встречных транспортных средств. Если речь идёт об Архангельске, то ещё и расположение ям и неровностей на проезжей части. Поэтому разглядеть пешехода, зачастую одетого во всё тёмное, бывает просто невозможно. Так не лучше ли самому пешеходу потерять пару секунд и удостовериться, что его пропускают, и только тогда переходить дорогу.
Если дорога многополосная, и одно транспортное средство вас гарантированно пропускает, не стоит стараться как можно быстрее перейти проезжую часть. Из-за стоящего транспортного средства нужно выходить очень аккуратно, там вас может поджидать автомобиль или автобус, который не гарантирует вам остановиться перед «зеброй».
Родители, ведущие ребёнка через дорогу, должны крепко держать его за руку. Маленькие дети крайне сложно ориентируются на дороге и в любой момент могут вырваться и побежать. Если же дорогу переходят со взрослым несколько детей, то не стоит их просить взяться за руки, это очень опасно. Каждый реагирует на обстановку по-разному, и в случае опасности дети могут начать метаться и тянуть друг друга в разные стороны, что зачастую приводит к ДТП.
Что же касается регулируемого пешеходного перехода, то здесь всё проще: горит зелёный – идти можно, горит красный – нужно стоять. Однако, даже когда загорелся зелёный для пешехода сигнал светофора, нельзя сразу же выходить на проезжую часть. Прежде стоит убедиться, что все автомобили закончили манёвры и пропускают вас.
Перейти дорогу нужно успеть до включения жёлтого сигнала светофора. Поэтому если зелёный мигает – он вас предупреждает, что скоро загорится красный. Так что лучше подождать полминуты следующего «зелёного», чем бежать через дорогу, рискуя попасть под колёса не заметившего вас автомобиля.
Фото: Фото с сайта Kikacastro.com.br