Законодатели разных регионов пытаются всеми силами показать свою заботу о простом человеке и запретить стоянку машин во дворах, где нет специально отведенных для этого мест. При этом иных участков для парковки автовладельцам обычно не предлагается. В результате между жителями разворачиваются натурально междоусобные войны. Те, у кого машины нет, категорически против автотранспорта во дворах. А те, у кого таковой имеется, воюют между собой за лучшие места.
Как узаконить парковку во дворе?
Что же делать автомобилистам, если мест для парковки во дворе 10, а владельцев машин в доме – 50? Если нет возможности отгонять авто в гараж или на платный паркинг, выход один – оборудовать цивилизованные парковочные места. Поскольку реконструкция будет касаться придомовой территории, все мероприятия должны быть согласованы с собственниками этой территории, а решение зафиксировано протоколом.
Как правило, проблема эта решается сложно. В любом доме кто-то высказывается за парковку, а кто-то против. Поэтому, прежде всего, сами жители должны как-то договориться. Многие граждане готовы софинансировать обустройство парковки или же вовсе сделать ее за свой счет. В любом случае, схема работы будет одинакова.
Во-первых, выяснить, в чьей собственности находится земля. На сегодня практически все квартиры в больших домах приватизированы жителями. Это значит, что и придомовая территория находится в ведении собственников жилья, ими же и определяется порядок парковки автомобилей. Поэтому для начала необходимо провести общедомовое собрание жильцов. Для положительного исхода дела две трети собственников должны поддержать идею паркинга. Решение должно быть зафиксировано в протоколе.
Во-вторых, написать заявление в территориальную администрацию района с просьбой включить ваш дом в программу благоустройства дворов и оборудовать парковочные места.
В-третьих, ждать решения. Сейчас практически везде отдается приоритет комплексному благоустройству – то есть во дворе одновременно ремонтируют проезды, ставят детские площадки и делают парковки. Ну, чтобы два раза не вставать. Поэтому не исключено, что ваш двор включат в какую-нибудь целевую программу только через пару лет.
Если вы решили не ждать милости от государства, нашли инвесторов или хотите скинуться на паркинг всем домом, необходимо получить не только согласие жителей, но и различных обслуживающих организаций. Поскольку под будущей парковкой может проходить большое количество коммуникаций.
Лучше всего запросить в Департаменте архитектуры мэрии города схему вашего двора с указанием всех подземных трасс. Либо проконсультироваться в управляющей компании по вопросу обустройства парковки. После этого разработать проект стоянки, согласовать его с территориальной администрацией, инженерными службами и территориальными отделами Роспотребнадзора. И только потом можете нанимать подрядную организацию, которая и закатает ваш двор в асфальт. Ну, или раскошелиться на покрытие из специальной решетки, сквозь которую будет расти трава. И практично, и эстетично. И «безлошадные» жители не в обиде за уничтоженный газон.
Участки под строительство жилых домов, где учитывается и число мест для стоянки автотранспорта, до сих пор выделяются по старорежимным нормативам. Согласно советским нормам, на 1000 жильцов положено 30 машиномест. В настоящее время этого явно мало, и чиновники уверяют, что работают над корректировкой устаревших регламентов.
Что делать с самозахватом?
Правда, некоторые граждане предпочитают не дожидаться вообще никаких цивилизованных решений, а действуют радикально – устанавливают блокираторы, цепочки, столбики и прочие захватнические девайсы. Поэтому, если ваш сосед решил оборудовать себе индивидуальное парковочное место, установив какую-либо конструкцию, можете начинать с ним бороться.
Если земля перед домом находится в муниципальной собственности, следует направить заявление в администрацию района. Второй вариант – написать заявление в Управление земельных ресурсов мэрии города, поскольку оно также занимается распоряжением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В жалобе необходимо указать точный адрес, номер враждебного автомобиля, лучше приложить фото.
В соответствии со ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, на юрлиц – от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф, конечно, небольшой, но главное, что вместе с ним последует демонтаж цепей и столбиков.
И, да, если ваша правозащитная деятельность находит непонимание со стороны соседа, он угрожает нанести увечья вам или вашей машине – сразу же обращайтесь в полицию, не дожидаясь исполнения угроз.
Сколько мерить в метрах?
Кстати, если по соседству с вашим домом возникла не стихийная, а организованная и, скорее всего, платная парковка, тем самым отняв у вас возможность халявного паркинга, обязательно проверьте законность ее существования. Правда, официальной причиной вашего праведного гнева в этом случае будет то, что автомобили, находящиеся на стоянке в непосредственной близости от жилья, загрязняют атмосферу выбросами и гарью, которые проникают в жилище. Дети, играющие в песочнице, вынуждены дышать выхлопными газами, а белье, высушенное на балконе, можно стирать заново. Все это нарушает право граждан «на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья». Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ, обязательным условием для утверждения градостроительной документации является ее согласование с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Но, на самом деле, российские СанПиНы не слишком-то суровы. К примеру стоянку на 50 машиномест разрешено устраивать всего в 15 метрах от жилой застройки. Но если даже эти не слишком строгие требования нарушаются, виновных можно и нужно привлечь к ответственности. Для этого необходимо запросить в областном управлении Роспотребнадзора информацию о соблюдении соответствующего СанПиНа при размещении автостоянки и проведении лабораторных исследований проб атмосферного воздуха. В случае превышения содержания в пробах предельно допустимых концентраций вредных выбросов, органы надзора не имеют права согласовывать размещение конкретной автостоянки. Поэтому действия должностных лиц, давших разрешение на строительство парковки, могут быть обжалованы в судебном порядке.