Кажется, мы всегда чем-то недовольны. Коммуналка дорогая, продукты в магазинах – несвежие, дороги – врагу не пожелаешь, работы много, начальник – плохой, да и вообще пора отсюда уезжать.
Если пару–тройку лет назад хотя бы архангельские автомобилисты чувствовали себя более-менее неплохо: дороги хоть и не идеальные, зато «пробок нет», то сейчас этому спокойствию пришёл конец. Выделить деньги и достойно отремонтировать дороги, пускай потихоньку – власти не хотят (хотя старательно делают вид). Городские магистрали перегружены, развязок не хватает. А чтобы въехать в час пик, допустим, на железнодорожный мост, нужно запастись как минимум 40 минутами. В среднем в год автовладельцы на свою «ласточку» тратят 50 тысяч рублей. Из года в год страховки дорожают, транспортный налог – увеличивается, цена на бензин – и та ползёт вверх. Слякоть, неосвещённость, выхлопные газы, отсутствие парковок, дороги не чищены: но несмотря на все минусы некоторые из нас настолько приросли к своим «железным коням», что, кажется, выхода нет. А он лежит прямо на поверхности и многие успешно им пользуются.
Автобус (900 рублей в месяц)
Конечно, многие сейчас закатят глаза и воскликнут: «О, да! Наши-то архангельские автобусы – сущий ад, ещё и цены подняли!». Но, несмотря на то, что ездят порой они жестковато, и персонал в них бывает хамоватый, и даже то, что для водителей авто минус, для пассажиров – плюс: в Архангельске много автобусов. Например, северодвинцы жалуются, что у них городского транспорта не дождёшься, а архангелогородец и пяти минут не простоит, как получит возможность уехать в любой конец города. Выход в развитии городского транспорта видит и директор ООО «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова: «Автомобиль и человек – это конкуренты под солнцем. Архангельск планировался на небольшие объёмы транспортных средств. По генплану предполагалось 60 автомобилей на тысячу жителей, а сейчас их число выросло в несколько раз. Единственное решение – развитие общественного транспорта».
«По Архангельску я передвигаюсь на автобусе и меня это абсолютно устраивает. От автобусных перепирательств я спасаюсь музыкой в наушниках. К тому же даже после повышения тарифа на проезд выходит не очень большая сумма – в месяц около 900 рублей», – подсчитывает архангелогородка Елена.
Такси (две тысячи рублей)
«Наши люди в булочную на такси не ездят», – гласит крылатое выражение. А вот архангельские студенты – ездят. Таксисты Поморья отметили такую тенденцию: как только повысилась цена проезда с 18 до 21 рубля, студенты, живущие в общежитиях, по утрам компонуются по четыре человека – и едут на такси. При тарифе за поездку 90 рублей по городу выходит немногим дороже – 22,5 руб. Зато никаких остановок и втискиваний в автобус. Архангелогородка Полина принципиально не хочет менять услуги такси на персональный автомобиль «На работу я приезжую на такси, а вечером прогуливаюсь до дома пешком. У меня даже не возникало такой мысли, чтобы купить себе машину. Зачем мне лишняя головная боль: перед важной встречей 10 минут искать парковку, а вечерами постоянно выглядывать в окно – никто ли не обидел мою «ласточку»? Такси для меня – идеальный вариант: вызвал и поехал. Плюс – средства экономят бонусные поездки. А в среднем в месяц на такси у меня уходит две тысячи рублей».
Велосипед
Конечно, этот вариант для Архангельска подходит не круглый год. Дурные погодные условия и отсутствие велосипедных дорожек отравляют жизнь любителям двухколёсного транспорта. Однако есть и такие, кто эксплуатирует велосипед круглогодично.
«Даже учитывая то, что у меня есть автомобиль, я нередко делаю выбор в пользу велосипеда. Посмотрю за окно – намело снега, машину нужно разметать, разогревать, а с велосипедом спустился – и поехал. При том, что работа совсем недалеко – ехать на велосипеде рациональнее, на приведение в порядок машины уходит столько времени, что можно доехать до работы и вернуться обратно. Да и размяться перед трудовым днём – не лишнее», – уверен велосипедист Михаил.
Пешие прогулки
«Хожу пешком по двум причинам – экономлю деньги и дышу свежим воздухом. Вообще, нам, городским жителям, надо как можно больше двигаться, особенно после целого дня сидения на одном месте. Ведь у многих из нас именно такая сидячая работа. А движение – это жизнь и здоровье. Если ты живешь и работаешь в центре, то почему тебе не прогуляться утром и вечером, когда идешь на работу и возвращаешься с нее. Вреда никакого не будет – одна польза», – считает Семён.
В целом каждый сам выбирает, что ему нужно: мобильность, удобство или же экономия средств, и каждый сам решает, как ему передвигаться в пространстве. Однако порой так приятно оставить автомобиль у дома, а самому неспешно прогуляться пешком с работы, чувствуя, как за это каждая клеточка тела тебя благодарит.
Фото: Фото с сайта News.headline.kz, видео Кристины Полевой, Ивана Гало