Федеральная антимонопольная служба выступила инициатором введения «периода охлаждения» (периода, в течение которого страхователь сможет отказаться от страховки без потерь) в договорах страхования. Подразумевается, что эта мера позволит бороться с навязыванием страховок при выдаче кредитов и продаже полисов ОСАГО.
По данным ФАС, только за один год количество поступающих жалоб на навязывание дополнительных услуг при продаже ОСАГО выросло более чем в четыре раза – с 1664 штук в 2013 году до 7366 в 2014-м. Причем только в январе–феврале 2015-го в ФАС поступило 1297 таких обращений. Казалось бы, ситуацию спасёт повышение тарифов, но, по словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой, чуда не произошло. Жалобы теперь поступают не только на навязывание страховок, но и на повышение стоимости. В ФАС уточняют, что располагают информацией о таких действиях в 44 страховых компаниях из 80 регионов. При введении «периода охлаждения» автовладелец, которому навязали дополнительную страховую услугу при оформлении полиса ОСАГО, может его расторгнуть в течение определенного времени без потери денег.
«Говоря о сроке «периода охлаждения», мы предлагаем ориентироваться на практику европейских стран, где он составляет 14 дней. Некоторые страховые организации уже ввели у себя «период охлаждения», подобную практику должны взять на вооружение все участники рынка», – отметила Ольга Сергеева.
В начале года страховщики в письме в ЦБ высказались против законодательного регулирования этого вопроса, отметив, что проблема должна решаться через разработку рекомендаций и стандартов страхования Всероссийским союзом страховщиков. Как заявил глава союза Игорь Юргенс, позиция не изменилась. «Установление в страховом законодательстве «периода охлаждения» сделает розничное страхование непривлекательным и лишенным экономического смысла для страховщиков. «Период охлаждения» коснется всех компаний, большинство из которых являются добросовестными. Это усугубит ситуацию на рынке», – отметил он.
Стоит напомнить, что в соответствии с Гражданским кодексом, заключив договор об оказании страховой услуги, страхователь в случае разрыва договора со страховщиком не получит ни копейки.
Участники заседания экспертного совета ФАС не смогли прийти к единому мнению относительно необходимости введения «периода охлаждения» в договорах страхования и решили вернуться к этому вопросу позже.
Фото: Фото из фотобазы Rugion