Водители, которые забывают включать фары, скоро могут начать получать «письма счастья» от ГИБДД. В ведомстве планируют создать программу, которая позволит стационарным постам фото- и видеофиксации определять, включен у автомобиля ближний свет или нет. В случае нарушения «большой брат» оштрафует на 500 рублей.
В России продолжают расширять сферу деятельности камер на дорогах. К уже существующим возможностям добавят фиксацию езды с выключенными фарами. Данное правонарушение в нашей стране появилось пять лет назад, тогда в Правилах дорожного движения изменили пункт 19.5. С того времени водители всех транспортных средств должны были ездить с включенным ближним светом фар или с дневными ходовыми огнями. За нарушение этого обязательства статьей 12.20 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей. Понятно, что камера не способна укоризненно пожурить вас и отпустить, соответственно, будут выписываться денежные взыскания.
В 2014 году подобная практика уже применялась, но загвоздка состояла в том, что нарушение фиксировала не камера, а инспекторы. Естественно, все делалось визуально. На снимке с нарушением сотрудники видели, что у водителя не горят фары или не пристегнут ремень безопасности, и вместе с постановлением о нарушении скоростного режима выписывали ему дополнительный документ с наказанием. Данная практика была довольно быстро прекращена. Запрет аргументировали тем, что посты не сертифицированы для фиксации подобных правонарушений. Спустя почти два года выяснилось, что комплексы «Автоураган» способны распознавать, включены фары у автомобиля или нет. Только для этого необходимо разработать специальную программу, чем уже занимаются специалисты.
«Мы этот вопрос рассматривали, когда были нарушения, и вручную определяли: горит или не горит свет фар. Поэтому было дано техническое задание разработчикам – определить возможность фиксации в автоматическом режиме. Нарушение, связанное с выключенными фарами, должно фиксироваться совместно с другими. Например, превышение скорости выявляется, и невключенные фары, соответственно, как еще одно нарушение», – пояснил порталу М24 заместитель руководителя ГИБДД России Владимир Кузин.
Во всем этом существует пара загвоздок, которые вполне могут попортить жизнь автомобилистам и Госавтоинспекции. В яркий солнечный день комплекс испытывает проблемы при фиксации нарушений с выключенными фарами. Проще говоря, камера просто не может распознать, есть в них свет или нет. Еще один неясный момент: как они будут реагировать на светодиодные фары.
«Светодиодные фары камеры могут фиксировать только с определенной долей вероятности. На записях видеорегистраторов можно заметить, что некоторые автомобили мерцают фарами, хотя человеческий глаз этого не видит, но камеры могут давать ложное срабатывание», – рассказал М24 координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Это уже не первая попытка Госавтоинспекции «передать» камерам часть обязанностей по выявлению правонарушений. Совсем недавно активно обсуждалась инициатива о штрафах за отсутствие полиса ОСАГО или его подделки с помощью постов фото- и видеофиксации. Однако в начале февраля выяснилось, что реализация этого проекта откладывается. Причем надолго. Причиной названо отсутствие технических возможностей и разногласия с действующим законодательством.
«В ситуации с фарами интересен момент технической неисправности автомобиля. Одно дело, когда владелец транспортного средства забыл или намеренно ездит с выключенными фарами, совсем другое, когда он направляется в сервисный центр, чтобы произвести замену перегоревшей лампы. Если его остановит инспектор ГИБДД, то он сможет объяснить ситуацию и согласно пункту 12.20 КоАП РФ продолжит движение с предупреждением, но без штрафа. А как это доказать камере? Только поездкой в отделение и оформлением заявления. Причем нужно будет сохранить все документы из сервиса, где производились ремонтные работы. Они станут доказательством невиновности водителя», – рассказывает юрист Павел Одинцов.
Автомобилистам расслабляться не стоит, ведь это не единственное дополнение к обязанностям камер, которые могут появиться в ближайшем будущем. В Москве уже начали работу комплексы, способные фиксировать опасную езду и резкие перестроения. Они будут передавать данные инспекторам, которые смогут остановить водителей и применить к ним определенные меры.
Фото: Фото из архива сайта